Особенности учебной деятельности студентов-психологов: Учебное пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Факультет психологии

Кафедра психологии образования и педагогики

О.Е.

Н.А.

А.В.

Особенности учебной деятельности студентов-психологов

Учебное пособие для студентов ВУЗов

Москва 2013

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор

доктор психологических наук, профессор

, ,

Особенности учебной деятельности студентов–психологов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. –

В учебном пособии представлен сопоставительный анализ учебной деятельности в школе и ВУЗе; приведены основные формы учебной деятельности и отчетности характерные для высшей школы; предложены эффективные приёмы планирования и организации студентами рабочего времени; описаны стратегии эффективной коммуникации и организации взаимодействия с различными участниками учебного процесса; показаны различные психотехники, позволяющие первокурсникам эффективно справляться со стрессом; а так же обсуждаются наиболее типичные ошибки начинающих студентов при подготовке и сдаче зачётов и экзаменов.

УДК

ББК

ISBN

© , ,

, 2013

© МГУ, 2013


Оглавление

Введение. 4

Сопоставительный анализ учебной деятельности в средней и высшей школе. 9

Основные формы учебной деятельности, характерные для высшей школы.. 10

Специфика научно-психологического знания и приёмы самостоятельной работы с научной литературой. 11

Формы отчетности, характерные для высшей школы.. 12

Приёмы эффективного планирования учебной деятельности и организации времени при подготовке к сессии. 13

Стратегии эффективной коммуникации и организации взаимодействия с участниками учебного процесса в высшей школе. 14

Некоторые способы борьбы со стрессовыми состояниями. 15

Наиболее типичные ошибки начинающих студентов при подготовке и сдаче зачётов и экзаменов. 16


Введение

Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие является результатом систематизации и обобщения материалов общего учебного курса «Особенности учебной деятельности студентов-психологов», на протяжении четырёх лет читающегося студентам, только что поступившим на факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Эта работа не претендует на сколь-нибудь академически строгое рассмотрение учебной или научной деятельности студентов-психологов. Целью, как курса, так и данного пособия является оказание психолого-педагогической помощи студентам первого курса в их становлении как субъектов учебной деятельности, специфической для современного ВУЗа.

Необходимость данного курса и учебного пособия обусловлена, по крайней мере, двумя факторами. Во-первых, как отмечают многие специалисты в области психологии обучения (И.И.  , В.Я. Ляудис, О.Е.  , С.Д. Смирнов и др.), учебная деятельность[1] (УД) в высшей школе имеет ряд существенных специфических особенностей, по сравнению с УД школьников; во-вторых – за последние несколько лет требования общества к выпускникам высших учебных заведений претерпели существенные изменения.

Учебная деятельность в высшей школе имеет следующие отличительные особенности:

1. По форме обучения. Если в средней школе ведущими формами реализации УД являются урок и подготовка домашнего задания с использованием учебной литературы, то в высшей школе активно используются не знакомые учащимся до этого лекции, семинары, практикумы, самостоятельное изучение научных трудов.

2. По характеру введения новых знаний. В школе новые знания вводятся в определенной последовательности, по определенной системе и очень дозировано (новые предметы в школьной программе появляются не часто, и обычно составляют не более 2-х учебных дисциплин в год). В ВУЗе введение новых знаний осуществляется в значительно больших объемах и не столь систематично и упорядоченно, как в школе.

3. По основным формам отчетности. В школе учащимся приходится демонстрировать уровень своих знаний при написании контрольных и самостоятельных работ, участии в устных и письменных опросах, подготовке и сдаче экзаменов, выполнении регулярно проверяемых учителем домашних заданий. Для УД в ВУЗе характерно использование следующих форм отчетности: коллоквиумы, зачеты и экзамены; написание эссе, рефератов и курсовых работ; обсуждение монографий, контрольные работы и домашние задания, предполагающие самостоятельную работу с научной литературой.

4. По характеру организации времени жизни. В школе организация времени жизни определяется стабильным расписанием уроков и некоторыми дополнительными мероприятиями, о которых заранее известно. Жизнь студентов гораздо более динамична и требует от них самостоятельного ответственного планирования своего времени.

5. По характеру контроля посещения занятий. Для ВУЗа характерен значительно более слабый чем в школе контроль за посещением учащимися занятий. Не редко это приводит к тому, что студенты не успевают перестроиться и, полагая, что посещение ВУЗа просто не является обязательным, пропускают значительную часть занятий.

6. По социальному контексту обучения (в начале обучения и после распределения по направлениям специализации). Школьный класс – это хорошо знакомая общность молодых людей с отлаженной системой отношений, которая включена в коллектив школы, функционирующий по хорошо знакомым и предсказуемым правилам и законам. Коллективы ВУЗа, курса, академической группы и нередко группы специализации – новые общности людей, с которыми еще предстоит построить отношения и взаимодействия.

7. По характеру взаимодействия с преподавателями. В школе учащийся продолжительное время имеет дело с каждым педагогом. За этот период участники учебного процесса успевают изучить особенности друг друга: и у учителя складывается образ ученика, и учащийся успевает найти к преподавателю определённый подход. В ВУЗе взаимодействие между учащимся и преподавателем редко продолжается больше учебного семестра, и студентам приходится всякий раз строить отношения с новыми преподавателями «с чистого листа».

8. По уровню осознанности важности обучения и ответственности перед

Похожие материалы

Информация о работе