Анализ эксплуатации современных систем коммутации. Назначение и структура директив SFA и FGD эксплуатационного управления системой ЭАТС-200, страница 2

Особое внимание следует обратить на анализ решения проблемы обеспечения высокой отказоустойчивости УК «Нева – 1М», поскольку его полный отказ приводит к простою всей станции. С целью повышения надёжности комплекса используется полное дублирование на уровне отдельных функционально автономных устройств. В нормальном режиме обе СЭУМ комплекса работают синхронно со сравнением на входе каждого из устройств информации, поступающей от отдельных устройств «своей» и «чужой» машин. Для этого все функционально автономные устройства комплекса сопряжены двумя системами унифицированных шин: системой шин, сопрягающих устройства «своей» машины (ШВ0(1)), и системой шин, сопрягающих устройства «своей» машины с устройствами «чужой» машины (ШМ0(1)). В случае отказа какого-либо из устройств комплекса, что фиксируется схемами сравнения или/и схемами внутреннего контроля, это устройство исключается из рабочей конфигурации и комплекс продолжает нормально функционировать, но уже в режиме неполного резервирования.

Только при одновременном отказе двух одноимённых устройств УК полностью выходит из строя. После исключения из рабочей конфигурации какого-либо устройства, УК наряду с обнаружением вызовов автоматически выполняет диагностирование отказавшего устройства. Использование специализированных аппаратурных средств, обеспечивающих программам диагностики непосредственный доступ к аппаратуре устройств после выполнения той или иной операции, позволяет диагностировать отказавшее устройство с точностью до оного или нескольких типовых элементов замены. Расчётное суммарное время простоя комплекса (при выходе из строя двух одноимённых устройств) не превышает 2 часа за 20 лет непрерывной работы.

Неотъемлемой частью операций технического обслуживания АМТСКЭ «Кварц» является контроль технического состояния станции. При этом каждое из технических состояний характеризуется совокупностью значений параметров, описывающих состояние того или иного объекта станции, и качественных признаков, для которых не применяют количественной оценки. Неработоспособным состоянием АМТС или отдельных частей её оборудования является состояние, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям. Исправное же состояние определяется как состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям.

Система контроля технического состояния АМТСКЭ «Кварц» построена таким образом, что каждый вид оборудования имеет свою, достаточно полную локальную подсистему контроля. В то же время подсистемы контроля отдельных видов оборудования взаимосвязаны между собой.

Организация контроля технического состояния в УК «Нева – 1М» самым тесным образом связана со структурой УК. Синхронная работа двух СЭУМ обеспечивает простоту реализации контроля за счёт постоянного сравнения информации на выходах СЭУМ. Функции организации контроля в УК «Нева – 1М» возложены на входящую в состав базового программного обеспечения (ПО) систему обеспечения надёжности (СОН). При этом для реализации задач автоматической диагностики предусмотрен ряд аппаратурных и программных средств, например команды прямого управления, позволяющие центральному процессору записать и считать информацию в любом регистре или группе триггеров. В случае появления отказа – СОН должна выявить место отказа с точностью до резервируемого устройства, осуществить необходимую реконструкцию и организовать поиск неисправности в отказавшем устройстве.

Программные средства контроля технического состояния оборудования АМТСКЭ «Кварц» представляют собой совокупность программ и массивов данных. Для ПСК принята четырёхуровневая структура построения. Структурными единицами уровней могут быть подсистема, процесс, блок, модуль. Подсистема – аппаратурно-ориентированная часть ПСК, предназначенная для выполнения группы функций по контролю технического состояния. Каждый процесс реализуется одним или несколькими блоками, выполняющими функциональные подзадачи. Блок состоит из нескольких программ и функциональных модулей. Каждый программный модуль выполняет одну частную функцию и представляет собой начальную программу или подпрограмму. Запуск начальных подпрограмм ПСК осуществляется при отказах, обнаруженных аппаратными встроенными схемами контроля, по сигналам таймера, а также по инициативе других программ.