Социологические методы социальной работы

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Социологические методы социальной работы

Теория социальной работы как развивающаяся наука активно ищет теоретические и методологические подходы к построению собственных концепций. Активно прораба­тываются социально-философские, социально-политические педагогические, психологические, этические основы соци­альной работы. Важным моментом является многообразие форм взаимодействия социальной работы и социологии, в рамках которой социальная работа как форма деятельнос­ти стала перерастать в социальную работу как науку. По­этому методы, используемые общественными науками, в целом, и социологией, в частности, применяются в прак­тике социальной работы.

Важнейшим компонентом социальной работы является умелое сочетание исследовательских навыков и практики. Без этого ключевого момента невозможно становление про­фессионала.

Любое социальное исследование проводится на теоре­тическом и эмпирическом уровнях. Теоретическое иссле­дование предполагает оперирование научными понятиями, категориями, принципами, формулирование законов, ак­сиом и т. д. Вооруженный соответствующими теоретичес­кими концепциями социальный работник способен более отчетливо видеть и изучать все аспекты жизни общества, его структурных элементов, включая самого человека. В этой работе социальные работники сотрудничают, в пер­вую очередь, с социологами, историками, политологами, социальными психологами, юристами, экономистами.

В эмпирическом социальном исследовании предметом анализа выступают действия людей и социальных общно-стей, продукты человеческой деятельности, а также отра­жение социальной реальности в сознании людей, т. е. в их мнениях, оценках и суждениях. Получение информации в результате эмпирического социального исследования яв­ляется одним из важных этапов социальной работы в про­цессе решения социальных проблем людей.

!•» -эмпирическим методам исследования в социальной эте относят методы получения информации, необходи-для осуществления профессиональной деятельности дальнего работника: биографический метод, анализ ументов, контент-анализ, наблюдение и спрос.

•Биографический метод связан с извлечением социаль-информации у различных категорий граждан. Он пред­мет собой интегрированную совокупность различных эбов социального измерения и оценок сообщений. Ис-зуя этот метод, социальный работник собирает сведе-об истории жизни посредством интервью, анкеты, тес-: изучает документы и анализирует жизненный путь с дошью хорошо проверенных объективных данных или вях обследуемых. Благодаря рассказам участников о »ежитых ими событиях, исследователь располагает воз-аеностью реконструирования недоступных ему процес-[И ситуаций. Вместе с тем, научность применения дан-) метода зависит от методически строго контролируе-, интерпретации, оценки биографических материалов. ведение биографического метода позволяет определить социальной помощи и социальной защиты нуждаю-|ся гражданам.

%ри использовании метода анализа документов следу-|указать, какие документальные источники будут изу-ея (статистические формы, планы, отчеты, анкетные гые и т. д.), а также, какие методы их анализа будут юняться. Этот метод является наиболее экономичным [ки зрения трудозатрат и финансов. Анализ докумен-I позволяет оперативно получить фактографические дан-в 6 социальном положении, уровне материальных до-Яов, составе семьи и т. п. разных категорий граждан.

Полученная информация носит объективный характер. ащичение качества такой информации связано с тем, I) учетная и отчетная информация не всегда бывает оверной и нуждается в контроле; 2) часть этой инфор-ви устаревает; 3) большинство данных в ведомствен-документации не содержит информации о состоянии ^ания граждан. Поэтому информация, полученная ме-еюм анализа документов, носит достаточно фактографи-сий характер.



Сами документы подразделяются на личные и безлич­ные, официальные и неофициальные (в зависимости от ста­туса документального источника), первичные (т. е. данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (документы, обобщающие или описывающие первичные документы). По надежности информации доку­менты тоже весьма различны: официальные и личные до­кументы более надежны, чем неофициальные и безличные. При использовании вторичных документов устанавлива­ется их первоисточник. Проверка надежности документов предусматривает различение событийной и оценочной ин­формации, анализ целей, намерений и мотивов составите­ля документа.

Существуют два основных метода анализа документов:

неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на вос­приятии, понимании, осмыслении и интерпретации содер­жания документов в соответствии с целями исследования. Социальный работник отвечает на вопросы об их авторах, цели создания документов, их виде и форме, надежности и достоверности зафиксированных в них данных.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) основан на полу­чении социальной информации из больших массивов до­кументальных источников, недоступных традиционному анализу. Он рассчитан на извлечение количественных ста­тистических характеристик или сообщений, которые отра­жают некоторые существенные черты изучаемых проблем.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании документа смысловой единицы. Объектом контент-анализа могут быть содержа­ние газет, кинофильмов, теле- и радиопередач, публичных выступлений, социальных интервью, ответы на вопросы анкет и т. д. Например, с целью изучения проблемы спроса и предложения на рынке труда проводится контент-ана­лиз регулярно публикуемых газетных сообщений, государ­ственных служб занятости населения с обобщением дан­ных по двум рубрикам: «Требуются» (спрос) и «Ищу рабо­ту» (предложение).



Похожие материалы

Информация о работе