Проблема человека в истории философии. Проблема свободы. Роль труда в процессе становления человека

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сюда же относятся мысли, чувства, настроения и иллюзии, возникающие у людей под влиянием непосредственных условий их жизни.

b)  Во-вторых, в надстройку входят складывающиеся в соответствии с определенными идеями идеологические отношения, например политические, правовые, нравственные, религиозные.

c)  В-третьих, к надстройке относятся сознательно создаваемые учреждения и организации: государство и юридические учреждения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, культурно-просветительные учреждения, цензура и т. д.

процесс смены формаций – взаимодействие производительных сил и производственных отношений

К. Маркс рассматривал развитие общества как естественноисторический процесс. Это значит, что, хотя историю творят люди, которые в своих действиях руководствуются стремлениями, желаниями, страстями, короче говоря, идеальными побуждениями, история общества подобно природе определяется законами, которые не зависят от воли и сознания людей.

Что же придает развитию человеческого общества характер объективного, материального, естественноисторического процесса? 

Объективный закон общественного развития - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Если производственные отношения соответствуют производительным силам, тогда они способствуют их прогрессу; если же производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, вступают в противоречие с ними, тогда они становятся препятствием для развития производительных сил.

Первые орудия были примитивными и несовершенными. Прошли тысячелетия, пока люди перешли от первых грубых каменных орудий к шлифовке их, к производству каменного топора, ножа, зубила, копья с каменным наконечником, к созданию сетей и арканов, лука и стрел.

Эти орудия производства, хотя и были инструментами индивидуального пользования, исключали, однако, возможность индивидуального (частного) производства. Человек, вооруженный такими орудиями, не был способен в одиночку противостоять природе, бороться с хищными зверями. Он был вынужден объединять свои усилия с усилиями других людей. Основной производительной силой в это время служит сила коллектива как результат слабости индивида, вооруженного примитивными орудиями. Общий же труд ведет к утверждению коллективной собственности на средства производства, равно как и на его продукты. Между людьми как членами единого коллектива независимо от их воли и сознания, но в зависимости от уровня развития производства устанавливаются отношения сотрудничества и взаимной помощи, а неразвитое производство диктует им уравнительное распределение материальных благ. Коллективистские производственные отношения и образуют экономическую структуру, базис первой в истории человечества формации — первобытнообщинной.

Почему же эта формация погибла, почему отношения между равноправными людьми сменились отношениями господства и подчинения?

Ответ на этот вопрос становится ясным, если мы рассмотрим общественные последствия действия закона соответствия.

Стремясь облегчить свой труд, добиться больших и лучших результатов, люди первобытного общества постепенно совершенствуют и развивают орудия производства. Важнейшим рубежом в развитии производства является переход к металлическим орудиям. Человек, вооруженный железными орудиями труда, становится способным уже в одиночку или отдельной семьей обеспечить свое существование. Появляются индивидуальное производство и разделение труда. Теряет свою силу необходимость совместного труда, сплачивавшая людей в коллектив, и последний начинает распадаться.

Но когда производительные силы приобретают частный характер, когда с развитием и усложнением производства складывается разделение труда и индивидуальное производство, тогда-то и возникает противоречие между индивидуальным характером производства и общественной собственностью, между частными производительными силами и коллективистскими производственными отношениями. Это противоречие является экономической основой перехода от одних производственных отношений к другим, от первобытнообщинной формации к частнособственническим.

История знает три частнособственнические общественно-экономические формации: капитализм рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.

На смену первобытнообщинной формации обычно шла рабовладельческая, потому что при неразвитых производительных силах получить прибавочный продукт можно было только в том случае, если непосредственный производитель низводился до положения раба. Раб — это не человек, а лишь средство производства. Это четко сформулировал Аристотель, хотя относился к рабству как абсолютно антигуманному явлению отрицательно. Для себя он нашел компромисс в том, что только эллинов рассматривал

Похожие материалы

Информация о работе