Профессиональная ориентация как составная часть целенаправленного регулирования профессиональной структуры общества

Страницы работы

Содержание работы

                                                         Введение

          Идеи профессиональной ориентации впервые возникли в связи с разделом труда, необходимостью наиболее целесообразного распределение работников в сфере труда. « Отцом» идеи профессионального руководства явился бостонский педагог и общественный деятель Френк Гарсонс. Он установил, что выпускники школ имеют смутные представления о будущей работе и плохо знают свои возможности. Это привело его к мысли о необходимости помогать учащимся в выборе будущей профессии. Осуществляется такая работа через профессиональную информацию, профессиональные диагностики, профессиональные консультации, профессиональный отбор, профессиональную адоптацию, также сюда относятся:

1) изучение оценки своих возможностей,

2) качество полученных знаний и умений,

3) интересы будущих специалистов;

4) познание условий труда;

5)профессиональный рост в различных сферах труда;

         Профессиональная ориентация является важной составной частью целенаправленного регулирования профессиональной структуры общества. Учитывая долгосрочность такого регулирования и значения его отдельных эффектов, крайне важно представлять строгое определение и общение методологических и методических принципов профессиональной работы с учащимися. Этого настоятельно требует и входящая в жизнь реформа о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров для общественного производства.

         Профориентация – это научно–практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии. Учитывая индивидуальные особенности и потребности личности

         Так родилась первая концепция профессиональной ориентации, так называемая «тех факторная». Наряду с дальнейшим развитием модели профориентации появляются концепции «профессионального развития». В их основах положены идеи развития человека, об активности и своеобразии личности об ее включенности в общую систему « человек – среда».

          Наиболее законченное описание стадии «профессиональной жизни» дал Д. Сьюпер. Им выделены пять стадий:

1) рост (до 14 лет);

2) « разветка» (от 15 до 24 лет);

3) « упрочение» (25 – 44 года);

4) «в  сохранении» (45 – 64 года);

5) « спад» (после 65 лет).

         Таким образом, профессиональное развитие рассматривается как длительный, прогрессивный процесс, имеющий вполне определенную структуру. Д. Сьюпер так же выделяет типы профессионального развития:

1) стабильный тип (продвижение в одном типе труда);

2) обычный тип (прохождение всех указанных жизненных стадий);

3) нестабильный тип (с множеством проблем, складывается из периода проб, упрочения, новых проб и тому подобное).

         Появляется новый критерий разумности выбора трудового типа оценивающий не степень соответствия человека избранной профессии по начальной эффективности труда, а вероятность успешного следования человека за профессией, включающий не только взаимоадоптации человека и труда, но возможности для профессионального роста, общего развития и проявления своей индивидуальности, следовательно, развития творческой личности.

Привести примеры различных форм профориентационной деятельности.

         Я предлагаю на примере «Дня открытых дверей» проводимого в образовательном учреждении «От Кутюр», ознакомиться, как проводится профориентационная работа по профессиям: портной, закройщик, вязальщица трикотажных изделий и полотна.

3.3 План конспект сценария дня открытых дверей.

I ?

1. Мода удивляла, вызывала недоумение, поржала воображение и озадачивала с первого дня своего появления на свет. Правда, этот день с точностью не установлен историками, хотя многие специалисты рождения моды относят к концу XVI веку.

2. В эту пору, когда платье изготовлялось, и каждая модель была уникальной – изготовление одежды являлось привилегией портных и портних и предназначалось для состоятельного класса.

3. Одежда осталась уникальной и потому, что по художественному совершенству и мастерству исполнения всегда носила « авторскую подпись» художника.

4. Знаменитые «Кутюрье» дважды в год показывали своим постоянным клиентам, представителям общественности и прессы коллекции, разработанные ими моделей.

5. Позднее желающие могли купить или сшить аналогичные по невероятным ценам.

6. На ярлыке коллекционной модели на видном месте было написано имя «Кутюрье», из какой коллекции модель, ее порядковый номер.

7. Вы хотите одеваться уникально?  Платите и одевайтесь – вы можете рассчитывать, что некоторое время у вас не будет соперников, ваш туалет будет оставаться единственным, неповторимым.

8. «Кутюрье» – так называли художников, работающих в « высокой моде» – «от кутюр».  Именно она, « от кутюр» или « высокая мода» заложила основу той индустрии моды, которая действует в наше время.

9. Моду исследовали и продолжают изучать социологи и экономисты, психологи и искусствоведы, историки и художники.

10. Моду рассматривают в отношении к искусству, объединяя с ним, или на оборот, противопоставления ему.

Кол-во гостей, из каких территорий присутствовало на дне открытых дверей?

Информация для гостей была следующего содержания:

          Данное профессиональное училище « от Кутюр»,  готовит учащихся по специальностям:

  Портной.

          Срок обучения два года, на базе 9 классов параллельно учащихся посещают среднюю школу. Окончание школы обязательное условие, для получения диплома по профессии.  На базе 11 классов срок обучение три года. Обучение начинается с тренировочного периода 132 часа производственной практики, изготавливают образцы в уменьшенном масштабе, затем изделия в натуральную величину.

Закройщик:

          На базе 9 классов срок обучения один год. По вторникам, четвергам и субботам посещают школу №136. В группу набирают не менее 25 человек.

Вязальщица трикотажных изделий и полотна:

          Срок обучения 2 года. Первый год обучение на бытовой машине « Нива – 5». Второй год обучение на спицах и крючке.

  Училище предусматривает прием учащихся на конкурентной основе: в группах по специальности « портной», « вязальщица трикотажных изделий» – путем тестирования и собеседования, в группах с умением кроить, моделировать – по конкурсу рисунков. Такой отбор позволяет определить учащихся с творческими способностями и помочь им развиваться целенаправленно в рамках профессии..

          Первая ступень: подготовка портного второго разряда срок обучения 1 год. Прием осуществляется на базе основного общего образования.

           Вторая ступень: подготовка портного третьего, четвертого разрядов из числа учащихся, успешно прошедших обучение по первой ступени и выдержавших конкурс. Срок обучения 1 год. На этой же ступени обучения осуществляется набор учащихся, имеющих среднее общее образование.

         Третья ступень: подготовка закройщиков четвертого, пятого разрядов прием осуществляется из числа учащихся, успешно прошедших обучения на второй ступени.

         Студенты получают начальное – профессиональное образование, диплом выдается государственного образца. Обучение бесплатное. Курс состоит из теоретических и практических занятий. Практика обычно с 8 – 14 часов или во вторую смену с 14 – 20 часов.

 Изделия изготавливают на уроках производственного обучения. Выполняют эскизы, на художественном совете утверждают, затем разрабатывают лекала и изготавливают изделие.    

  Для поддержки здоровья и хорошей физической формы в училище есть спортзал, оборудованный необходимыми средствами. На первом этаже есть столовая, в ней всегда горячее питание. Учащиеся получают стипендию  ежемесячно в размере 161 руб., но если студент не аттестован, то он лишается стипендии на месяц или есть неудовлетворительные оценки, в этом случае устанавливается срок на пересдачу.

         По окончанию учебы проводится работа по устройству  выпускников на практику, на трикотажную фабрику «Армада», фабрику спортивной одежды «Пармеда». По запросу в службу занятости, стало известно, что портные более востребованы, чем закройщики. Также учащиеся устраиваются продавцами – консультантами в магазины  «Ткани». Преподаватели и мастера производственного обучения используют различные формы и средства для развития творческих способностей учащихся, что помогает выпускникам адаптироваться к самостоятельной жизни по окончанию учебы в училище. На развитие творческих способностей учащихся оказывает, участие в конкурсе профессионального мастерства. Так же есть курсы закройщика, портного и вязальщицы.

Похожие материалы

Информация о работе