Приемы дифференцированной логопедической работы по преодолению произносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Григоренко Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции. Диссертация… кандидата педагогических наук. – М., 2005г.

Приемы дифференцированной логопедической работы по преодолению произносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции.

Логопедический массаж

При разработке техники логопедического массажа учитывался практический опыт устранения речедвигательных расстройств, освещен-ный в работах А.Г.Ипполитовой [95], М.В.Ипполитовой [157],  Л.В.Лопатиной [136, 137], Е.М.Мастюковой [157], И.И.Панченко [173], О.В.Правдиной [187], О.Г.Приходько [122, 188] и др.

При проведении массажа использовались две основные позы, удобные для расслабления ребенка и работы педагога: а) ребенок сидел на стуле, опираясь на его спинку, голова была слегка откинута назад; специалист находился за спиной ребенка, ребенок затылком упирался в грудь специалиста (положение для массажа лицевой, подчелюстной области и переднего отдела шеи); б) ребенок сидел на кресле, голова была расположена на подголовнике или на маленькой подушке, специалист находился перед ребенком или с боку от него (положение для массажа органов ротовой полости).

Массажный комплекс для расслабления лицевой мускулатуры. Массажное воздействие осуществлялось плавно, в замедленном темпе.

· Поглаживание ладонями и пальцами одновременно обеих рук: от средней линии лба к вискам; от межбровной складки вокруг глаз; от переносицы к ушным раковинам; от висков по щекам к подбородку; от носогубных скла-док к ушным раковинам; от подчелюстной области  через щеки к вискам.

· Поглаживание ладонью и пальцами попеременно правой и левой рукой, захватывая всю область лба, от бровей к границе роста волос.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедленном темпе подушечками пальцев рук поверхности лба (в точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами): зигзагообразные движения пальцами одновременно обеих рук от средней линии лба к вискам; спиралевидные движения пальцами одновременно обеих рук от средней линии лба к вискам; зигзагообразные и спиралевидные движения пальцами попеременно то правой, то левой руки в направлении от одного виска к другому.

· Поглаживание, направленное на расслабление круговой мышцы глаза, про-водилось указательным и средним пальцами одновременно обеих рук. Паль-цы плавно продвигаются от внутреннего угла глаза по бровям и верхним векам к вискам и от висков по нижним векам к внутреннему углу глаз.

· В процессе массажа круговой мышцы глаза проводилось поочередное на-жатие (прерывистого характера) четырех точек (1-я точка была расположена по линии брови, на расстоянии 1/2 от межбровной складки и представляла небольшую впадинку на надглазничном краю лобной кости; 2-я точка была расположена в конце бровей, на височной поверхности; 3-я точка находилась на  середине нижнего края глазницы, 4-я точка – начало брови).

· Поглаживание подушечками пальцев: по боковым поверхностям носа через переносицу к средней линии лба; по носогубным складкам от крыльев носа к углам рта; от носогубных складок по щекам к ушным раковинам; от середины подбородка (средней линии подчелюстной области) к мочкам ушей.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедленном темпе подушечками пальцев одновременно обеих рук от носогубных складок по щекам к ушным раковинам.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание  в замедленном темпе подушечками пальцев рук по краю нижней челюсти.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание  замедленном темпе подушечками пальцев рук подчелюстной области, производившееся одновременно обеими руками по направлению от средней  линии к краю нижней челюсти.

· При массажном воздействии на щеки и нижнюю челюсть производилась фиксация средними пальцами обеих рук симметричных точек, располагающихся между сосцевидным отростком височной кости и углом нижней челюсти в ямке под мочкой уха.

· Поглаживание, направленное на расслабление губной мускулатуры, проводлось указательным или/и средним пальцами обеих рук в следующих направлениях: от средней линии над верхней губой, через углы губ, к средней линии под нижней губой и обратно; по верхней и нижней губе от углов рта к середине; указательными пальцами в направлении от носа к верхней губе с легким прижатием и оттягиванием верхней губы вниз; указательными пальцами в направлении от подбородка к нижней губе с легким прижатием и подтягиванием нижней губы вверх; указательными пальцами по верхней губе с легким подтягиванием ее к носу; по нижней губе с легким оттягиванием ее к подбородку.

· Растягивание губ (как при улыбке). Указательные и средние пальцы масса-жиста помещались около углов рта, слегка растягивают губы, затем возвра-щали их в исходное положение. Движения при этом были легкие и плавные.

· Точечное воздействие на губную мускулатуру (две симметричные точки над верхней губой, расположенные в области ямок над верхними клыками; две симметричные точки под нижней губой, расположенные в области ямок под нижними клыками; точка, находящаяся под нижней губой на средней линии подбородка). При длительном нажатии совершались круговые движения в области точки с одинаковым количеством вращений в одну и в другую сторону.

· Массажный комплекс заканчивался обязательным общим успокаивающим поглаживанием.

В комплекс тонизирующего массажа, направленного на устранение гипотонуса лицевой мускулатуры, были включены те же приемы, что и в расслабляющий массажный комплекс, но проводились эти приемы в ускоренном темпе, намного активнее и интенсивнее. Помимо ранее упомянутых дополнительно использовались следующие приемы:

· Интенсивное растирание и разминание: скуловой и щечной мышцы; мышечного участка по краю нижней челюсти.

· Перетирание щечной мышцы пальцами (с применением салфетки из жесткого материала: махровой ткани, льна). Перетирание производилось большим и указательным пальцами, указательный палец помещался в ротовую полость.

· Постукивание подушечками слегка согнутых пальцев рук при ротационных движениях предплечья (ударный прием «стокатто»).

· Защипывание кожных и мышечных тканей вдоль края нижней челюсти.

· Пощипывание щек, губ.

· Интенсивное постукивание подушечками пальцев по губам и около губ по круговой мышце рта (по часовой стрелке).

Массаж подвижных  органов артикуляции.

1.Массаж языка.

Использовались следующие приемы:

А. В полости рта  (рот ребенка был открыт, язык располагался за зубами, на дне рта).

· Распластывание языка по дну ротовой полости при помощи постановочного зонда (для звука Ш), леденца округлой формы.

· Толкание языка (вариант приема разминания) в глубине ротовой полости при помощи тех же специальных средств.

Б. Вне ротовой полости (рот ребенка был достаточно широко открыт, язык высунут наружу). Большим и указательным пальцем левой руки, используя носовой платок или марлевую салфетку, специалист удерживал передний край (кончик) языка, остальные пальцы руки были прижаты к подбородку ребенка, выполняли роль опоры и регулировали степень выдвижения языка из ротовой полости.

Расслабляющий массаж язычной мускулатуры.

· Пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным) через платок производились поглаживания языка от корня к кончику, затрагивая среднюю линию и периферические отделы.

· При помощи чайной ложки или шпателя производились поглаживания с одновременным распластыванием языка.

· Растирание и разминание языка (продольные и спиралевидные движения) большими и указательными пальцами, с использованием платка, от средней линии к периферии, от кончика языка к его корню с одновременным постепенным вытягиванием языка из ротовой полости.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
11 Mb
Скачали:
0