Отчёт по ознакомительной практике на базе Харьковской национальной академии городского хозяйства, страница 6

ХКП «Горэлектротранс» (до 1992г - Харьковское трамвайно-троллейбусное управление) обеспечивает пассажироперевозки наземным электрическим транспортом жителей и гостей города и, в первую очередь, социально незащищённых слоёв населения. Его работа нацелена на увеличение доходов от перевозок пассажиров при рациональном использовании подвижного состава. Ежесуточно предприятием перевозится около 700 тыс. пассажиров.

За 1е полугодие 2007г. основные технико-экономические показатели выполнены. Перевозка пассажиров при плане 120441тыс.чел. фактически составила 120818тыс.чел., план выполнен на 100,3%. План по доходам от перевозок пассажиров выполнен на 100,6% (при плане 19277,3тыс.грн. фактически получено доходов 19397,1тыс.грн.). Средний выпуск подвижного состава выполнен на 100,1%. Регулярность движения ГЭТ за 1е полугодие 2007г. выполнена: так, при плане 87% факт составил 90,5%.

На 1.07.2007г. инвентарный парк составляет 664ед., в т. ч.:   трамваев   –    

377ед.; троллейбусов – 287ед. Из них отработали свой амортизационный срок и подлежит списанию: трамваев – 365ед., что составляет 96,8%; троллейбусов – 221ед., что составляет 77,0%. Средний возраст трамваев – 23,6 года, троллейбусов – 11,8 лет. В 1м полугодии 2007г. было списано 50 единиц троллейбусов, трамваи в текущем году не списывались.

Должность генерального директора ХКП «Горэлетротранс» с 1990 по 2001г занимал Заслуженный работник сферы услуг Украины Крикунов Николай Алексеевич, а уже начиная с 2001г – Ткаченко Анатолий Петрович. Предприятие непосредственно осуществляет управление ГЭТ (трамваями и троллейбусами) и имеет право юридического лица. В подчинении у предприятия 10 структурных подразделений, не имеющих права юридического лица (см. приложение).

Основные сведения о депо. Трамвайное или троллейбусное депо представляет собой комплекс зданий и сооружений на ограждённой территории. Здания предназначены для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава. Депо, в котором осуществляются хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, называется эксплуатационным. Если производится ещё и все остальные ремонты подвижного состава, то депо представляет собой эксплуатационно-ремонтную базу.

В составе депо должны быть следующие здания и сооружения: профилакторий с мастерскими, бытовыми и административными помещениями; стоянка для открытого хранения вагонов; котельная со складом топлива и площадкой для золы и шлака (при наличии в городе теплофикационных сетей, к которым присоединяется депо, котельная не строится); гараж для автомобилей технической помощи и хозяйственных автомобилей нужд; складские помещения и площадки (для леса, металла, песка и т.п.); контрольно-проходная будка; помещение пожарно-сторожевой охраны; подъездные пути, пожарные проезды и т.д. Участок депо должен быть ограждён. В ограждении устраивают необходимое число въездных и выездных ворот.                                                                                                              Вместимость депо выбирают с таким расчётом, чтобы обеспечивались: целесообразная с точки зрения технологического процесса планировка депо; удобство маневрирования и выпуска подвижного состава на линии; наименьшие эксплуатационные расходы; минимальные нулевые пробеги подвижного состава; удобство руководства всей работой депо. Выбор вместимости депо в каждом отдельном случае требует обоснования. Если исходить только из размеров первоначальных капиталовложений на строительство депо, то наименьшей стоимости, приходящейся на одно вагоно-место, можно достигнуть, очевидно, в том случае, если весь подвижной состав города сосредоточить в одном депо. Однако, как показывает опыт эксплуатации, очень большие депо оказываются неудобными, т.к. при этом имеют место значительные нулевые пробеги подвижного состава. Поэтому для каждого хозяйства на основании технико-экономических сравнений вариантов следует выявить ту оптимальную вместимость, при которой сумма всех расходов окажется наименьшей.

Троллейбусные хозяйства подразделяются на малые (с инвентарём меньше 50ед.), средние (с парком 100-350ед.) и большие (с подвижным составом свыше 500ед.). Практика показывает, что оптимальная вместимость троллейбусных депо находится в пределах 100-150, иногда до 200 ед., в зависимости от размера депо.

Земельный участок депо (эксплуатационного и ремонтного) должен отвечать следующим требованиям: размеры территории должны соответствовать инвентарному числу вагонов с учётом принятых методов их осмотра и хранения; конфигурация земельного участка должна быть по возможности прямоугольной с соотношением сторон примерно 1:1,5 и расположением выездов и въездов на более длиной стороне; в пределах земельного участка не должно быть высокого уровня грунтовых вод и обеспечен отвод поверхностных вод; участок, отводимый под депо, должен быть расположен в районе, имеющем водопроводную, канализационную и электрическую сети.                                                                                             На предприятиях ГЭТ применяется планово-предупредительная система обслуживания и ремонта подвижного состава. Обслуживание и ремонт подвижного состава производят по определённому плану, позволяющему предупредить появление неисправностей или немедленно ликвидировать уже появившиеся дефекты, не допуская их дальнейшего развития. При плановой системе ремонта подвижного состава устанавливают сроки службы основных агрегатов, механизмов, узлов и деталей. Ведут наблюдения за состоянием деталей, узлов и механизмов подвижного состава, что позволяет установить периодичность осмотров и ремонтов. Проводят мероприятия по устранению неисправностей, а также разрабатывают систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Троллейбусное депо №2 - одно из двух троллейбусных депо, которые сегодня функционируют. Является одним из структурных подразделений ХКП «Горэлектротранс». Троллейбусное депо №2 основано ещё в 1965г.