Организация материально-технической базы строительства, страница 2

относящиеся к материально-технической базе строительства, по производственному назначению условно можно разбить на следующие группы:

карьеры по добыче камня, гравия, гравийно-песчаных смесей, песка с соответствующими установками по их дроблению, сортировке, промывке, обогащению;

камнеперерабатывающие предприятия и организации, занимающиеся изготовлением облицовочных плит из камня, природных камней и плит правильной формы, бутового камня, а также дроблением камня на щебень, каменную крошку;

лесопильные и лесоперерабатывающие предприятия и организации, производящие пиленую лесопродукцию (брус, доски), оконные и дверные деревянные блоки, деревянные погонажные изделия (половой брус и доска, обшивная доска, наличники, поручни, плинтусы), изделия архитектурного характера (балясины, резные наличники, карнизы);

заводы и цеха по производству глиняного и силикатного кирпича, силикатных блоков, керамзита, аглопорита, пенобетонных плит и камней, минеральной ваты и стекловаты и изделий из них, гипсобетонных плит, гипсокартонных листов, по обжигу и помолу извести и т.д.;

заводы и цеха по изготовлению сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций;

заводы и цеха по изготовлению металлических строительных

конструкций и изделий, профилированного металлического на

стила и панелей из него;    /

заводы и цеха по производству товарных и сухих бетонных, растворных смесей, асфальтовой смеси;

различные заводы промышленности по производству таких строительных материалов, как керамическая плитка различного назначения, асбоцементные листы и трубы, стекло, стеклоблоки, рубероид, пергамин, толь, изоляционные рулонные материалы из пластмасс, линолеум, ковролин, облицовочные изделия на основе пластмасс, черепица керамическая и металлическая и др.

К промышленно-производственной составляющей МТБС можно отнести и предприятия химической промышленности по производству различного рода пластмассовых труб, профилей, красок и лаков, эпоксидных смол, которые используются в строительстве, и металлургические предприятия, производящие арматурную сталь и другой профилированный металл для строительных нужд, металлические трубы, чугунную и стальную запорную арматуру для трубопроводов и др.

Большая часть предприятий и организаций промышленно-производственной составляющей МТБС являются хозяйственно самостоятельными и осуществляют свою деятельность в соответствии с состоянием и спросом на рынке строительных материалов и конструкций. Их взаимоотношения со строительно-монтажными организациями строятся на договорной основе.

Вместе с тем в составе крупных и средних строительно-монтажных организаций имеются подразделения по производству строительных конструкций и изделий, полуфабрикатов, материалов. В отдельных организациях они представляют собой достаточно крупные хозяйственно самостоятельные предприятия или организации, действующие в рамках уставных положений, определенных строительно-монтажной организацией. В других организациях они представляют собой относительно небольшие производственные цеха, действующие в рамках внутрихозяйственных экономических отношений, установленных в строительно-монтажной организации ее руководящим органом.

1.3. Организация производственно-инфраструктурной составляющей МТБС.

Назначение производственно-инфраструктурной составляющей МТБС состоит в обеспечении процесса производства строительно-монтажных работ и возведения зданий и сооружений различными производственными услугами: механизации, транспорта, связи, производственно-технологической комплектации, производственного бытового обслуживания и т.д.

К предприятиям и организациям, представляющим производственно-инфраструктурную составляющую МТБС, относятся:

организации механизации строительства, машинопрокатные базы, лизинговые компании и фирмы;

участки средств малой механизации, механизированного строительно-монтажного инструмента, технологической оснастки;

автотранспортные предприятия и организации;

предприятия и организации грузовых железнодорожных перевозок;

предприятия и организации грузовых речных перевозок;

подразделения грузового воздушного транспорта;

участки и подразделения связи;

участки и подразделения по изготовлению инвентарных сани-тарно-бытовых помещений и санитарно-бытовому обустройству строительных площадок.

Организации механизации строительства, машинопрокатные базы, лизинговые компании и фирмы могут существовать в виде хозяйственно самостоятельных, работающих на основе договоров обслуживания, заключаемых со строительно-монтажными организациями. Преимущество таких организаций состоит в лучшей организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, оборудования, более полной их загрузке. Крупные и средние строительно-монтажные организации создают свои внутренние управления или участки механизации, которые обслуживают строительно-монтажные и другие производственные подразделения и участки строительно-монтажной организации в рамках внутрихозяйственных производственных и экономических отношений, определяемых в ее уставе, утверждаемом высшим органом управления.

Лучшему обеспечению и использованию средств малой механизации, механизированного строительно-монтажного инструмента, технологической оснастки отвечает создание в строительно-монтажных организациях соответствующих участков по их формированию, пополнению, ремонту и техническому обслуживанию. Указанные участки являются внутренними обслуживающими подразделениями строительно-монтажных организаций, хотя могут при большом спросе на их услуги создаваться и как самостоятельные хозяйственные единицы, действующие на основе заключения и выполнения обязательств по договорам услуг. Помимо формирования парка и технологических комплектов средств малой механизации, инструмента, оснастки часть из них занимается изготовлением, например, металлических лесов, других средств подмащивания, инвентарных ограждений, строительного инвентаря, закладных деталей и др.

Строительно-монтажные организации в наибольшей степени пользуются услугами предприятий автомобильного, железнодорожного, водного, (реже воздушного) транспорта. Обслуживание их транспортными организациями в этом случае осуществляется на основе заключения и реализации договоров транспортных услуг. Вместе с тем крупные и средние строительно-монтажные организации могут иметь в своем составе собственные автотранспортные организации. Реже они организуют при осуществлении крупных строек собственные железнодорожные хозяйства и подразделения речного транспорта.