Экономическая безопасность Республики Беларусь. Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь. Система обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ №___

ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Вопросы:

1. Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.

2. Определение национальных интересов Республики Беларусь.

3. Система обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

1. Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.

Анализ состояния экономических отношений и показателей экономической безопасности позволяет выявить важнейшие тенденции и угрозы в указанной сфере. При этом важным является соотнесение количественных характеристик показателей с их пороговыми (предельно-критическими) значениями.

Современное состояние Республики Беларусь характеризуется рядом факторов и специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе хозяйственных связей, так и особенностями реформирования народного хозяйства.

Беларусь является страной с открытой экономикой, поскольку более 50% ее ВВП составляет экспорт. Это означает, что республика может обеспечить устойчивое долгосрочное развитие только в случае конкурентоспособности ее продукции на внешних рынках.

Формирование современной системы мирохозяйственных связей происходит в рамках так называемого неолиберального экономического порядка. Сделав ставку на неолиберальный вариант развития, экономически сильные государства постарались обеспечить для себя господствующие позиции в системе мирохозяйственных отношений. При этом Республика Беларусь испытывает целенаправленное воздействие со стороны мировых экономических центров (Северная Америка, Западная Европа, Юго-восточная и Восточная Азия) и международных экономических организаций: Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО) и других.

Наблюдается вытеснение Беларуси из высокотехнологического сегмента международной системы разделения труда, где происходит формирование основного объема прибавочной стоимости. Отдельные отрасли Республики Беларусь подвергаются дискриминации со стороны международных организаций, лоббирующих интересы отдельных стран и секторов экономики по блоковому признаку. Это выражается в форме антидемпингового законодательства, особых требований к сертификации товаров из Беларуси, квотировании и иных нетарифных ограничениях, запрете на продажу новейших технологий и ноу-хау или требовании обеспечения особого статуса инвестициям данной страны и т.п.

Согласно неолиберальным концепциям, право на существование имеют только конкурентоспособные по международным стандартам предприятия. Стратегия экономических реформ в Беларуси была же такова, что государство старалось максимально поддерживать текущую конкурентоспособность, фактически не заботясь о будущем предприятий, техпереворужении, освоении новой продукции.

Угрозы, идущие от глобализации мировой экономики усиливаются такими внутренними угрозами, как существенная потеря конкуретноспособности всеми отечественными предприятиями, разрушение научно-технического потенциала, деиндустриализация экономики, высокой степенью зависимости экономики от импорта.

Низкий уровень эффективности производства блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов, износ активной части которых превышает 60-70%. Не создан благоприятный инвестиционный климат, следствием чего является низкий уровень привлечения иностранных инвестиций и кредитов, снижение объемов капитальных вложений во всех отраслях народного хозяйства, за исключением транспорта и связи. В последние годы доля инвестиций в основной капитал в ВВП колеблется от 17 до 20%.

Показатели, характеризующие уровень научно-технического потенциала, ухудшились по всем направлениям. Показатель расходов государства на научные исследования имеет общую тенденцию к снижению, что является крайне отрицательным. С 1996 г., несмотря на колебания данного показателя по годам, он снизился и в 2000 г. составил 0,82% при пороговом значении 2%.

За период с 1990 по 1999 г. количество занятых в науке и научном обслуживании уменьшилось в 2,4 раза (со 102,6 тыс. чел. в 1990 г. до 43,7 тыс. чел. в 1999г.), вдвое (до 1%) сократилась доля работников этой отрасли в общей численности занятых в народном хозяйстве. Происходит отток кадров в коммерческие структуры, отъезд в страны с более развитой экономикой.

И в итоге наступил момент, когда наш народнохозяйственный комплекс стал терять свою конкурентоспособность, а следовательно, и рынки. За одиннадцать месяцев 2002 г. сальдо внешней торговли товарами составило со знаком минус 728,8 млн. долл. США против 564,7 млн. к соответствующему периоду 2001 г.

Уже сами по себе масштабы потерь рынков сбыта представляют серьезную угрозу экономической безопасности страны. Но более существенно то, что потеря конкурентоспособности экономики ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Такое развитие процессов приведет к ситуации, при которой производство нельзя будет восстановить даже при финансовой поддержке государства.

Проблема потери конкурентоспособности отечественной экономики

Похожие материалы

Информация о работе