Проблемы и перспективы развития топливной промышленности в Республике Беларусь. Укрупненная структура экспорта и импорта товаров

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                       Творчество

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

                        молодых ¢ 2010

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

, ,

Топливно-энергетический комплекс необходим для обеспечения функционирования и развития производительных сил общества, повышения жизненного уровня населения. Топливно-энергетический комплекс включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов её переработки, твёрдых видов топлива, электрической и тепловой энергии. В современных условиях основу топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь составляет топливная промышленность, включающая нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую и торфяную подотрасли.

Развитие топливной промышленности в Республике Беларусь характеризуется следующими особенностями. Во-первых, это возрастание доли топливной промышленности в объемах промышленного производства страны. Так, если в 1990 году она составляла только 4,6 %, в 2000 году уже 16,2 %, а в 2008 году – 21,3 % [1]. По результатам 2009 г. топливная промышленность сохранила свои позиции, продемонстрировав прирост объемов производства на 7,4 % при снижении общих объемов по промышленности в целом на 2,8 % [6]. С одной стороны, столь динамичное развитие стратегически важной отрасли для любой экономики является оправданным, с другой стороны, это происходит преимущественно за счет развития нефтеперерабатывающей отрасли при ограниченной сырьевой базе.

В Беларуси всего насчитывается 74 нефтяные месторождения, которые расположены в тектонической зоне Припятского прогиба. Промышленные остаточные запасы нефти составляют более 50 млн. тонн, половина из них – трудно извлекаемые запасы. Ежегодно добыча нефти снижается. Так, если в 1990 году добыча нефти составляла 2054 тыс. т., в 1995 году – 1932 тыс. т.,              в 2000 году – 1851 тыс. т., то уже в 2008 году – 1740 тыс. т. В 2010 году в Беларуси планируется добыть 1700 тыс. т. нефти. В 2009 году началось бурение скважин на территории трех новых «нефтеперспективных структур» – Ново-Ельская, Просветская и Шатилковская. Для удовлетворения экономических потребностей Республики Беларусь необходимо около 8 млн. т. нефти, из которых только 1,7 млн. т. производится в республике. Оставшиеся 6,3 млн. т. импортируются из России беспошлинно. Таким образом, проблема, имеющая первостепенное значение, – это энергетическая зависимость экономики, причем на текущий момент преимущественно от одного поставщика – Российской Федерации.

Вторая проблема обусловлена тем, что при внутренних потребностях в 8 млн. т. в республике созданы два крупных нефтеперерабатывающих завода (ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область), ПО «Нафтан» (Витебская область)), мощности которых позволяют перерабатывать около 40 млн. т. нефти ежегодно. ПО «Нафтан» располагает крупными установками, мощность которых рассчитана на переработку от 3 до 9 млн. тонн нефти в год. Общая проектная мощность составляет 24 млн. тонн нефти в год, однако из-за отсутствия сырья значительная часть мощностей ПО «Нафтан» не используется. Так, в 2008 году на предприятии переработано только 10,4 млн. т. нефти. ОАО «Мозырский НПЗ» оснащен комплексными установками, каждая из которых дает возможность перерабатывать до 8 млн. тонн нефти. ОАО «Мозырский НПЗ» в составе межгосударственной белорусско-российской нефтяной компании «Славнефть» получило возможности соединения воедино цепочки от разведки, добычи, переработки нефти до конечной реализации нефтепродуктов. Всего в 2008 году на предприятии переработано 10,9 млн. т. нефти. Таким образом, в целом загрузка производственных мощностей ОАО «Мозырский НПЗ» имеет более высокий уровень, чем ПО «Нафтан», однако проблема актуальна для двух предприятий. Причем основным партнером           в этой сфере выступает снова Российская Федерация, которая ежегодно (и даже чаще) пересматривает условия поставки нефти на переработку в Беларусь.

Так, общий объем импорта составляет 21,5 млн. т. [1], из которых 6,3 млн. т поставляется беспошлинно, а на остальную нефть и нефтепродукты Российская Федерация устанавливает экспортные пошлины. С 1 мая 2010 годаувеличена экспортная пошлина на сырую нефть с 268,9 долларов за тоннудо 284 долларов за тонну [3]. Одновременно экспортные пошлины на светлые нефтепродукты повышаются со 193,5 долларов до 203,7 долларов за тонну, на темные нефтепродукты – со 104,2 долларов до 109,7 долларов за тонну [3]. До этого они поднимались уже неоднократно.            В целом по данным за 2008 г. уровень субсидирования российских топливных ресурсов (нефти и газа) снизился с 40% до 20%. На фоне тарифной политики следует вспомнить о проблемах, возникающих при ежегодных заключениях контрактов между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации, касающихся цен на поставляемые ресурсы. В результате существует угроза снижения поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси (а альтернативные варианты у России имеются), что одновременно окажет негативное влияние на объемы промышленного производства в республике (следовательно, объемы ВВП), уровень энергетической безопасности страны, ее экспортный потенциал, и обострит проблемы регионального развития.

На двух последних проблемах целесообразно остановиться более подробно. Являясь энергетически зависимой страной, с одной стороны, и создав

Похожие материалы

Информация о работе