Понятие мировоззрения. Типы и формы мировоззренческого постижения деятельности. Мировоззренческая функция философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

относительной истине всегда есть крупицы, элементы абсолютной истины. Что это именно так, убеждает бесспорный, проверенный наукой и практикой, факт. Любая истина по своему источнику объективна и в силу этого не может не содержать те или иные моменты абсолютного знания.

Основой познания выступает практика. Человек — деятельное существо. Человеческая деятельность подразделяется на предметно-чувственную, практическую и духовную, в том числе теоретическую

Практика -  это материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.  Как по содержанию, так и по форме практика носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности.

Общественная практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией.  По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В-третьих, практика служит критерием истинности результата познания.

Понятие практики в истории философии трактовалось по-разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель – «практика есть волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимали под практикой деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом, например “религиозный опыт”.

35. Диалектика процесса познания – от чувственно-конкретного к абстрактному. Основные формы чувственного и абстрактно-логического отражения действительности.

Восхождение от абстрактного к конкретному является важнейшей формой теоретического познания, способной привести к воспроизведению в сознании посредством абстрактных понятий сущности исследуемого объекта. Это метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (одностороннее неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. Здесь преобладают такие логические приемы синтеза и дедукции, и если наоборот, о анализа и индукции. Абстрактное – это одностороннее отражение исследуемого объекта в сознании людей. Конкретное – это целостное воспроизведение объекта в виде системы абстрактных понятий или в чувственно наглядной форме. Первое конкретное воспроизводит объект как единство его внутренних, необходимых сторон, выражает его сущность; второе воспроизводит его внешние стороны и представляет собой поверхностное представление о целом. Впервые этот метод разработал Гегель, затем Маркс – метод, согласно которому познание должно начинаться не с конкретного целого, а с абстрактного, с анализа понятий, отражающих те или иные отдельные простейшие стороны и связи объекта. Не любое абстрактное понятие может быть исходным в исследовании целого, а только то, которое отражает основную сторону или отношение целого. Метод восхождения применим лишь на той стадии развития познания, когда исследуемое целое более или менее изучено, когда уже выделены и выражены в соответствующих абстрактных понятиях и определениях его общие стороны и связи. Последнее достигается на пути движения познания от чувственно-конкретного к абстрактному.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществился контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка без кот другие формы познавательно деятельности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
621 Kb
Скачали:
0