Формирование физической культуры личности. Гигиенические задачи физического воспитания учащихся. Соотношение времени, отводимого для базового и вариативного компонентов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

содействие гармоничному физическому, духовному и интеллектуальному развитию;

формирование и закрепление нравственного сознания, нравственного поведения, положительных черт характера, волевых качеств, определяющих дальнейшее становление личности;

• включение учащихся в активную физкультурную или спортивную деятельность, обучение применению в повседневной жизни усвоенных знаний, двигательных умений, навыков, подвижных игр.

Гигиенические задачи физического воспитания учащихся:

• укрепление физического здоровья, осуществление профилактики заболеваний средствами физической культуры;

• формирование навыков здорового образа жизни;

• осуществление профилактики стрессовых состояний, снижения умственной работоспособности средствами физической культуры.

Прикладные задачи физического воспитания, обеспечивающие успешную социальную адаптацию и безопасность жизнедеятельности учащихся:

• формирование знаний, умений и навыков соблюдения правил безопасности во время организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями в спортивном зале, на стадионе, в бассейне и на лыжне;

• формирование навыков сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время организованных и самодеятельных физкультурных занятий и игр;

• формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях, особенно в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС, а также во время пребывания на природе.

На решение перечисленных задач по физическому воспитанию школьников направлено содержание данной программы. В ее разделе "Уроки физической культуры" изложен учебный материал для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Он состоит из базового а вариативного компонентов.

К базовому компоненту относится учебный материал для формирования знаний, двигательных умений и навыков, развития физических качеств. Школа независимо от ее типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья.

Конкретное содержание вариативного компонента определяет учитель с учетом материально-технической базы, своих творческих возможностей, состояния здоровья, физической подготовленности, интересов учащихся, других факторов. Содержание вариативного компонента должно дополнять базовый компонент учебной программы, обеспечивать разностороннюю физическую подготовку, образовательный, воспитательный, развивающий, реабилитационный и рекреативный эффекты физического воспитания, высокий эмоциональный уровень занятий, иметь практическую значимость для учащихся, расширять и углублять их знания о себе, доставлять наслаждение от движения и физической нагрузки.

Соотношение времени, отводимого для базового и вариативного компонентов, составляет примерно 65% и 35% соответственно.

При работе с учащимися основной медицинской группы учебный материал программы используется без ограничений, при работе с учащимися подготовительной медицинской группы учитываются особенностей их физического развития .и состояния здоровья. Для учащихся, у которых установлены значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допускающие участие в учебных занятиях, но требующие ограничения физических нагрузок, школа организует специальные медицинские группы. Занятия в этих группах должны проводиться учителями, имеющими специальную подготовку.

Полноценное решение задач физического воспитания возможно только при условии комплексного использования уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного и продленного дня, внеклассных форм физического воспитания и самовоспитания.

С целью предварительного и итогового педагогического контроля и самоконтроля в начале и конце учебного года проводится обязательное тестирование учащихся. Для промежуточного педагогического контроля и самоконтроля рекомендуется проведение тестирования в конце каждой учебной четверти.

Аттестация учащихся, включающая выставление четвертных (триместровых) и годовых отметок, производится на основании действующих нормативных документов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ

Частные задачи учебной деятельности

Знания формируются на уроках физкультурных знаний (8 уроков), проводимых один-два раза в четверть (табл. 1), а так-же в процессе изучения и совершенствования движений, раз-вития физических качеств и самостоятельно. Целью данного раздела является общее физкультурное образование учащихся. Оно необходимо для самостоятельных физкультурных или спортивных занятий и формирования на этой основе здорового образа жизни. В задачи раздела входит формирование знаний:

• о социальной значимости и личной пользе занятий физиче- • ской культурой или одним из видов спорта;

• по методике самостоятельных занятий;

• по самоконтролю за эффективностью физического воспитания

Похожие материалы

Информация о работе