Средства и формы оздоровительной физической культуры. Оздоровительная физическая культура. Воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Оздоровительная физическая культура (ОФК) в настоящее время используется обществом как действенное и эффективное средство формирования, развития, социализации личности, успешной социально-биологической адаптации человека к новым и меняющимся экологическим условиям, в том числе, что весьма важно, к производственно-трудовым и учебным.

Эффективность ее во многом зависит от методической оснащенности физического воспитания, наличия прогрессивных форм, средств, способов и методики внедрения их в практику. Все это требует коренного обновления программно-методического обеспечения массового физкультурного движения: разработку новых теоретических, методологических, методических, нормативных и организационно-управленческих программ, учебно-методических пособий и др. Эта огромная по объему и важная работа должна базироваться на теоретических и методологических основах физического воспитания, использовать передовые достижения социальных и естественных наук, ориентироваться на развивающуюся социальную педагогику. В этом плане преподавание дисциплины ОФК актуально и призвано способствовать более качественной подготовке специалистов по физической культуре.

Дисциплина ОФК является одним из направлений специальности «Физическая культура и спорт». Она органически связана с профилирующим предметом специального физкультурного образования — «Теория и методика физической культуры».

ОФК углубляет и детализирует на организационно-методическом уровне разделы дисщтлин, непосредственно касающихся формирования знаний, умений и навыков проведения физкультурно-оздоровительной работы, преимущественно с основными социальными и возрастными контингентами населения Республики Беларусь.

Таким образом, ОФК — это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды1.

Современный подход к теории и практике ОФК базируется на рассмотрении данного явления как системы с присущей ей структурой и функциями. Ее относительно самостоятельными подсистемами являются производственная (специальное направление) и оздоровительно-рекреативная (обще оздоровительное направление) физическая культура (рис. 1 — см. оборот обложки).

Производственная физическая культура (ПФК) — это управленческий и собственно педагогический процесс использования средств физической культуры для снятия утомления, повышения работоспособности, воспитания профессионально необходимых физических и психических качеств, профилактики профессиональных заболеваний, осуществляемый в сфере производства и учебного процесса, формы и содержание которою диктуются особенностями влияния на работающею (обучающегося) условий, характера и организации труда

(учебы). Она включает в себя следующие структурные компоненты (виды): профессионально-прикладную физическую подготовку, производственную гимнастику, после трудовую реабилитацию, профилактику профессиональных заболеваний. Элементами каждого из этих компонентов выступают общие и специфические принципы, методы и средства физической культуры.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК) — это сознательно управляемый процесс развития, совершенствования и восстановления адаптационных, физических, эмоционально-духовных возможностей людей средствами физической культуры с целью их оптимального функционирования в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности. Ее структурными компонентами и элементами (видами) являются физкультурно-оздоровительные занятия и занятия спортом для здоровья, физкультурно-оздоровительные системы, нетрадиционные средства оздоровления, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Каждый из перечисленных компонентов ОРФК имеет свою технологию деятельности, подчиняется общим и специфическим принципам осуществления педагогических действий, направлен на достижение специфических и общих результатов физической культуры.

Наряду с вышеназванными подсистемами в структуру ОФК включаются разнообразные формы занятий физическими упражнениями, блок управления, комплекс действий по медицинскому, агитационно-пропагандистскому, научно-исследовательскому, материально-техническому и финансовому обеспечению.

Такой подход к пониманию ОФК позволяет более адекватно природе самого явления развивать ее различные компоненты и элементы в практике внедрения среди широких слоев населения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Научно-техническая революция во всех отраслях народного хозяйства коренным образом меняет условия и характер производственных процессов и операций, что обусловливает особую необходимость развития прикладного направления физического воспитания при подготовке кадров для различных отраслей экономики1.

Не менее значимой является также подготовка учащихся и студентов к предстоящей трудовой деятельности. В связи с этим важное социально-экономическое значение приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Она составляет неразрывное целое с обучением сложным современным профессиям, ибо даже небольшой просчет или ошибка, обусловленные недостатками распределения и устойчивости внимания, плохой координацией движений, неумением быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, низким уровнем физической подготовленности может привести к тяжелым последствиям, авариям, тяжелым травмам и даже гибели людей.

Одной из важнейших задач ППФП является избирательное, направленное развитие физиологических функций, к которым предъявляются повышенные требования в конкретном виде трудовой (учебной) деятельности. От их уровня развития зависит степень освоения специальности, а потому они получили название «критериальных», т.е. входящих в критерий профессиональной пригодности к данной профессии. При этом на производстве учитывают условия труда и используют занятия физической культурой и спортом как фактор, способный противодействовать влиянию профессиональных вредностей, устранять последствия неблагоприятных рабочих поз, усиливать сопротивляемость организма к экстремальным климатическим условиям: жаре или холоду.

ППФП представляет собой специфический вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с настоящей или будущей профессиональной деятельностью. Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Специфическое воздействие видов трудовой деятельности на организм человека проявляется в преимущественном напряжении определенных (ключевых) функциональных систем: механизмов ЦНС, анализаторов вегетативных систем, тех или иных групп мышц.

В специальной литературе имеются различные взгляды на содержание

Похожие материалы

Информация о работе