Музейная экспозиция как форма презентации музеем историко-культурного наследия

Страницы работы

Содержание работы

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Санкт-Петербургский Университет культуры и искусств

Факультет музееведения и экскурсоведения

Кафедра музееведения и экскурсоведения

Отчет о  практике в РЭМ

(25.01.2012 – 19.02.2012)

Выполнила:

студентка IV курса

факультета музееведения

и экскурсоведения

группы 28406

КутузоваА.Н.

Руководитель практики:

Романова Г.Н.

Санкт-Петербург

2012


Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, нацеленное на создание музейной экспозиции и обеспечение ее функционирования как центрального звена музейной коммуникации. Музейная экспозиция – основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Она включает в себя архитектуру, музейные предметы и коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д.

Первая выставка экспонатов, приобретенных музеем, была организована в конце 1909 года. Она ставила своей задачей продемонстрировать результаты работы отдела по комплектованию собрания. На выставку приглашались лишь специалисты.

Сотрудники Этнографического отдела считали одной из своих главных задач организацию в музее «показательной» части. Работа в этом направлении началась в конце первого десятилетия, когда в музее собралось достаточное количество необходимых для ее построения памятников. Музей должен был представить экспозиции публике в июле 1916 года

Экспозиции музея, создававшиеся в период  с 1921 по 1923 год, были построены по плану, выработанному еще в первое десятилетие XX века        Н.М. Могилянским и его коллегами. Он состоял в воспроизведении в залах «общей картины быта всей территории России в ярких, по возможности, образах». Все выставочное пространство осмыслялось ими как своего рода территория России, а залы – как ее географические регионы, заселенные многочисленными народами. Экспозиция рассказывала о культуре всех основных народов Советского Союза и некоторых близких к нему народов зарубежных стран. Экспозиции были значительно проще задуманных этнографами начала XX века. Они включали в себя большое количество географических карт, показывающих места расселения народов, фотографий, схем, рисунков, текстов, разъясняющих «неученой публике» многие непонятные вещи. На экспозициях часто были представлены обстановочные сцены. Принято было считать, что обстановочные сцены позволяют с большей яркостью и жизненной убедительностью раскрыть перед посетителями особенности культуры народа. В 1930-е годы перед музеем стояла задача построить принципиально новые экспозиции, которые должны были соответствовать марксистско-ленинской концепции истории, показывать национальную культуру и пропагандировать идеи социализма. Содержательная сторона этих экспозиций была иной, чем в 1920-х годах. Экспозиционеры 1930-х годов ставили перед собой задачу показать жизнь того или иного народа на определенном этапе его социально-экономического развития. При этом вся история народа подавалась разделенной на две части: дореволюционное прошлое, которое раскрывалось обычно как тяжелое, и социалистическое настоящее, полное свободы и счастья. От сотрудников музея требовалось также показать на экспозициях угнетение народа царским правительством и местными начальниками, классовое расслоение и классовую борьбу, национально-освободительное движение народов, а в разделе посвященном современности, продемонстрировать социалистическое строительство в промышленности, сельском хозяйстве, а также развитие «культуры, социалистической по содержанию, национальной по форме». Создание «этнического портрета» народа, выявление своеобразия его культуры не рассматривались как первостепенные задачи. После Великой Отечественной войны  работа по созданию экспозиций и выставок началась уже в 1945 году. Эти экспозиции, так же как и довоенные, давали представление о жизни народа в конце XIX, начале XX и в советское время. При этом, в отличие от экспозиций 1930-х годов, главное место здесь отводилось подлинным памятникам культуры, а макеты, графики, документы, тексты были для них лишь фоном. Большое количество экспозиций было построено в рамках генерального плана строительства экспозиций, разработанного в конце 1950-х годов и откорректированного на рубеже 1960-1970-х годов. На экспозициях была представлена всесторонняя характеристика традиционного образа жизни каждого из народов за период с конца XIX по 20-е годы XX века. Наряду с ними в музее были открыты экспозиции, которые ставили своей задачей показать не столько своеобразие каждого из народов, живущих рядом друг с другом, сколько культуру, которая складывалась в многонациональном регионе на продолжении нескольких веков под воздействием различных факторов.

В настоящее время в Российском Этнографическом музее сосуществуют экспозиции 1970-х годов (Белорусы, Украинцы, Молдаване), ре-экспонированы экспозиции 1980-90-х годов (Русские), в начале 2000-х годов некоторые экспозиции созданы заново (Народы северо-запада России и Прибалтики). В данный момент ре-экспозицию проходят экспозиции народов Средней Азии и Кавказа. Обновление экспозиции народов Средней Азии и Казахстана завершено.

В РЭМ представлены два типа экспозиций. Более ранними по методике показа – монографические (например, Русские и Белорусы). Второй тип экспозиций, представленных в РЭМ, - комплексные (Народы северо-запада России и Прибалтики). Соседство таких различных по типу экспозиций позволяет проанализировать их эффективность. С одной стороны, комплексные композиции позволяют на сравнительно небольшой площади представить большее количество материала. Так например, на экспозиции Российского Этнографического музея Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII - XX вв. посвящена двенадцати народам этого обширного региона. Экспозиция построена в жанре четырех культурно-антропологических очерков-"Люди моря", "Люди земли", "Люди леса" и "Люди тундры". В них раскрыты наиболее яркие стороны этнической традиции и даны примеры историко-культурных взаимовлияний народов региона. Но, с точки зрения посетителя, это не всегда удачное решение. Комплексные экспозиции, на мой взгляд, не могут дать полного представления о культуре отдельного народа. У посетителя вряд ли сложится яркий образ и четкое представление о тех или иных его особенностях, хотя общее представление о регионе будет очень качественным. В РЭМ от комплексный разительно отличаются монографические экспозиции. Например, в четырех залах музея развернута экспозиция по этнографии русских, самого многочисленного восточнославянского народа на территории бывшей Российской империи. На экспозиции рассказывается о жилище, традиционных занятиях, ремеслах, обрядах и праздниках. В  них происходит своего рода «погружение» посетителя в своеобразную атмосферу быта и культуры народа, о котором рассказывается на экспозиции.

Создание новых комплексных экспозиций вызвано не только чисто музейными проблемами, но и новыми подходами в музейной практике. Каждое время диктует свой тип «видения». Возможности информации расширяются, она становится все более доступной. Массовое восприятие диктует и более ритмичный, быстрый темп построения визуально-вербального ряда информации, максимально доступной для восприятия. Если экспозиции прошлых лет по характеру своих построений тяготели к статическому типу, то последние годы привнесли в музей динамику, выразившуюся не столько в привлечении современных технологических средств, сколько в большей мере в динамизме авторской интерпретации экспозиционной темы. Более ранние по времени возникновения экспозиции РЭМ рассчитаны на неторопливое, спокойное восприятие. Тема экспозиции раскрывается последовательно и в максимальном объеме.

Конечно же, музей должен развиваться, он не должен отгораживаться от современного мира. Но все необходимо делать без ущерба для рядового посетителя. Новые экспозиции должны вобрать в себя не только все самое новое в методике построения экспозиций, но и сохранить то, что  привлекало в музей все предыдущие годы его существования.

Список использованной литературы и источников:

Источники:

1.Российская музейная энциклопедия http://www.museum.ru/rme/

Литература:

1. Музейная экспозиция (Теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции)/ /На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. М.Т.Майстровская. Авт. статей М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукельский, Н.А.Никишин, М.Т.Майстровская, Т.П.Поляков и др. М., 1997

Похожие материалы

Информация о работе