Исследование детско-родительских отношений и уровня тревожности родителя и ребенка как фактор риска детских психосоматических расстройств

Страницы работы

Содержание работы

Доклад.

Актуальность данной темы связана с тем, что в последнее время возросла численность детских психосоматических расстройств, в происхождении которых большую роль играют эмоциональные процессы. Для исследования мы выбрали фактор эмоционального напряжения, который обозначается как тревожность.

Тревожность, в определенных случаях, является негативным состоянием, имеет вегетососудистое оформление, т.е. сопровождается соматическими симптомами. При наличии хронической, личностной тревожности можно предположить, что данные симптомы также будут хронифицироваться, а со временем тревожность соматизируется и уже не будет осознаваться человеком как эмоциональная реакция.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, является психологический микроклимат семьи (Ковалев С.В, И. Коган и др.), т.к. будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

В итоге мы ожидаем получить результаты, которые помогут нам сформулировать основные направления коррекционной программы детско-родительских отношений, направленной на снижение уровня тревожности, как фактора риска психосоматических расстройств.

Объект: детско-родительские отношения.

Предмет: уровень тревожности и особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с психосоматическими заболеваниями.

Гипотеза: мы предполагаем, что особенности детско-родительских отношений с определенным уровнем тревожности родителя и ребенка может способствовать усилению риска психосоматических расстройств.

Цель: исследовать детско-родительские отношения и уровень тревожности родителя и ребенка как фактор риска детских психосоматических расстройств и на основе полученных данных определить основные направления коррекционной программы.

В соответствии с гипотезой и целью  исследования нами  будут  поставлены следующие задачи:
     1. Исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях имеющих детей с психосоматическими заболеваниями.
     2. Выявить наличие тревожности родителя и ребенка при психосоматических заболеваниях, ее значимость как фактора для возникновения психосоматического заболевания.
     3. На основе полученных данных определить основные направления коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности в детско-родительских отношениях, на возможность установления полноценного эмоционального контакта, позволяющего осознавать, выражать и регулировать эмоции.

В наше работе мы использовали следующие методики:

I. Для детей:

1. Анамнестические данные и клиническая беседа.

2. Методика «Выбери нужное лицо». (американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.)

3. Методика «Контурный С.А.Т. – Н(Автор Э. Крис, авторская модификация Н. Я. Семаго.)

4. Тест «рисунок семьи».

5. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Адаптированный Людмилой Николаевной Собчик (2002).

II. Для родителей:

6. Шкала ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру.

7. Методика PARI. (Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.)

8. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.

Из амнестических данных и клинической беседы мы видим, что доминируют такие психосоматические заболевания/расстройства, как:

1.  Нарушение сна и бодрствования – 55%;

2.  Артрит – 40%;

3.  Аллергические реакции – 30% .

Проанализировав полученные данные методики «Выбери нужное лицо», мы пришли к следующему результату, что у  45% - высокая тревожность; 40% - повышенная тревожность; 10% - низкая тревожность; 5% - не удалось           провести методику.

Интерпритируя методику «Контурный С.А.Т. - Н», мы видим, что в данной методике присутствовали личностно-значимые моменты, касающиеся заболевания ребенка в 25% случаев, т.е. например у девочек с артритом присутствовали в рассказе негативные моменты связанные с падением, болью, а вследствие с плохим настроением героев. У девочек с ожирением присутствовала тема еды. В этих случаях дети опирались на свои собственные переживания, отражали собственные потребности.

У 30%  детей негативные моменты связаны с одиночеством, избеганием опасности, что свидетельствует о страхах, тревогах.

Тест «рисунок семьи»

Анализируя результаты мы видим что, 45% детей нарисовали свою семью полностью, но при этом в большенстве случаев прослеживается отдаленность друг от друга всех членов семьи, 30% детей отказались рисовать семью, 25% нарисовали не полностью (либо одну маму, либо себя вместе с мамой). Из этого можно сделать вывод что в семьях не прослеживается оптимальный эмоциональный контакт.

Исходя из полученных результатов проведенной нами методики МЦВ- Метод цветовых выборов можно сделать следующие выводы:

Детская тревожность менее устойчива: в 60% случаев имеет тенденцию к нарастанию, 20% - не изменяется и 10% - снижается.

 У родителей тревожность более устойчива: в 40% случаев - нарастает,   в 40%  не изменяется и также как у детей в 10% случаев снижается.

В среднем значения детской тревожности превышают по баллам родительскую.

Нарастание тревожности и у родителя и у ребенка – 40%

Не изменяется тревожность у родителя и ребенка – 30%

У ребенка нарастает, а у родителя не изменяется – 20%

Снижение тревожности у родителя и ребенка – 10%

В целом можно сказать, что у родителя и у ребенка совпадает общая тенденция к тревожности (нарастает, снижается, либо не изменяется). В  нашем случае эта тенденция совпала у 80%.

Из результатов теста Шкалы ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру, мы видим, что средние показатели по группе показывают высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Только у 15% испытуемых  ситуативная и личностная тревожность находится на среднем уровне.

 В нашем случае личностная тревожность (65%) доминирует над ситуативной (35%). Это означает, что в большинстве случаев тревожность можно рассматривать как личностную черту, проявляющуюся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях.  

           Из полученных данных Методики PARI, мы видим, что среди рассмотренных типов отношений родителей к ребенку, в нашем случае доминирует оптимальный эмоциональный контакт, заявленный в самоотчете самих родителей. Вследствие чего возникают противоречия в данной работе, т.к. доминирующий оптимальный эмоциональный контакт сочетался с высокой тревожностью родителя. Так же исследования показали, что в нашей группе наиболее всего выражены такие признаки, как: зависимость и несамостоятельность матери (16,5), сверхавторитет родителей (15,2) и ощущение самопожертвования в роли матери (15).

Итак, нам удалось обнаружить и подтвердить:

           1.Среди рассмотренных типов отношений родителей к ребенку, в нашем случае доминирует оптимальный эмоциональный контакт, заявленный в самоотчете самих родителей. При этом, сопоставив результаты по родительской тревожности с типом взаимодействия с ребенком, мы обнаружили, что при оптимальном эмоциональном контакте высокая ситуативная и личностная тревожность наблюдается у 60% родителей, а при излишней концентрации на ребенке всего у  40% родителей. Это говорит о том, что у испытуемых в этом случае присутствовал сверхконтроль, который базировался на высокой тревожности с высоким напряжением и с блокированием истинных чувств. Что в свою очередь вызывает тревожность у ребенка. Данные по МЦВ у этих детей, показывают высокую тревожность с тенденцией к нарастанию, что так же свидетельствует о бессознательном чувстве тревоги.

            2.Таким образом мы приходим к выводу, что определенный стиль взаимодействия, где в роли эмоционального фактора выступает высокая тревожность родителя, влияет на тревожность ребенка, повышая ее. Высокая тревожность в свою очередь неосознанно вытесняется ребенком и происходит соматизация, уход в болезнь.

             3.Мы предполагаем, что для наилучшего результата в коррекционной работе, необходимо освободить детей от излишнего нервного напряжения, повысить чувствительность к телесным ощущениям. Основной акцент нужно сделать на гармонизации эмоционального состояния родителя и внешне демонстрируемом поведении. Научить в первую очередь выражать эмоции в приемлемом для них способе, что позволит расширить репертуар взаимодействия с ребенком.

   На основе полученных данных мы составили основные направления коррекционной программы по развитию детско-родительских отношений, направленную на снижение уровня тревожности, на возможность установления полноценного эмоционального контакта, позволяющего осознавать, выражать и регулировать истинные эмоции, а не нормативно принятые родителем. 

Основные методические рекомендации к созданию коррекционной программы содержат 3 направления:

1. Снятие физического напряжения.

Цель: освободить от излишнего нервного напряжения, повысить чувствительность к телесным ощущениям.

Формы и содержание работы.

Для снятия физического напряжения подходят  упражнения направленные на релаксацию с фокусировкой на основные системы организма.

2. Работа с отражением эмоциональных состояний.

Цель: отразить актуальные проблемы во взаимоотношениях.

Формы и содержание работы.

Мы решили, что для того что бы выявить видимые и скрытые пути взаимодействия между родителем и ребенком подойдет техника «Семейное кукольное интервью». Применив эту технику можно проиграть тревожащие ребенка ситуации, а также поведение и отношение родителя в этих случаях.

3. Работа с осознаванием и произвольным управлением эмоциональной сферы.

Цель: научить осознавать свои эмоции и произвольно ими управлять. Сформировать и закрепить эффективные навыки взаимодействия родителя с тревожным ребенком.

Формы и содержание работы.

 Здесь следует применять игровые модели, например такие как проблемно-ситуационные игры (ПСИ), с помощью которых организуется обсуждение в диаде «мать-дитя». Но если в большинстве случаев ПСИ направлены на решение проблем, то здесь, в основном, фиксируются поведенческо-психологические аспекты, т.е. фиксируются как эмоциональные, так и рациональные отношения. Выявляются лишь качества личности и отношения к проблемам, объектам. Следствием игры является снятие интеллектуальных и личностных «зажимов» и улучшение межличностных отношений между родителем и ребенком.

Похожие материалы

Информация о работе