Гражданское воспитание подрастающих поколений в новых условиях развития российской государственности, страница 2

Следующая группа факторов (микрофакторы) непосредственно взаимодействует с институтами социализации личности, испытывая на себе непосредственное или опосредованное, прямое или косвенное их воздействие. К ним относятся семья, воспитательно-образовательные учреждения, юношеские общества и другие.

Если названные до этого факторы объективны и действуют довольно часто вне сознательных действий самих воспитуемых, то последняя группа так или иначе связана с субъективными моментами в их жизнедеятельности.

Наиболее общие и типичные условия эффективности воспитательного процесса довольно широко освещены в педагогической литературе.  Часто они относятся к отдельным отраслям и направлениям педагогического процесса, однако их универсальность позволяет их успешно относить и к процессу гражданского воспитания.

Важное условие – необходимость методологической и теоретической подготовки практических воспитателей.  Наблюдения показывают, что основная  масса воспитателей не рассматривает гражданское воспитание как одно из направлений педагогической системы. Отметим, что сами методологические и теоретические основы гражданского воспитания еще до конца не изучены и исследованы. В систематическом курсе педагогики для высших и средних специальных учебных заведений такой раздел вообще не рассматривается, не читаются и спецкурсы для студентов. В содержании теоретической и практической работы институтов повышения квалификации работников образования такое направление так же отсутствует.  

Такая ситуация до сих пор в определенной мере связывалась с отсутствием стабильности в  Конституции и законах.   На сегодняшний день такие проблемы нашли принципиальное свое решение, а значит, подошло время вплотную заняться и теоретическими исследованиями, и практическими попытками реализации задачи.  Опытом многих поколений доказано, что любое ощутимое опережение практикой теории, равно как и наоборот, при отсутствии соответствующих методических рекомендаций часто приводит к неминуемому кризису процесса.

В этой связи, к примеру, в Республике Башкортостан чрезвычайно действенным стало объявление приоритетных задач в области образования: составление долгосрочных программ развития образования, концепций развития национальных школ и др.

Как второе условие выступает методическая подготовка воспитателей, способных на деле реализовать задачи формирования гражданских качеств. Необходимо отметить, что  и здесь существуют как объективные, так и субъективные факторы. Фактором объективного характера выступает необходимость признания гражданского воспитания частью общей системы воспитания, иначе оно будет  рассматриваться и впредь как часть или направление воспитательного процесса. Опыт показывает, что  это в свою очередь приведет к размыванию его границ, отсутствию твердых целей, задач, и, что более важно, к отсутствию программы реализации.

В число субъективных факторов входит и методическая невооруженность воспитателей.  В свою очередь, она связана с рядом причин. Как уже отмечалось, долгое время гражданское воспитание относилось к нравственному, к военно-патриотическому и др. направлениям воспитания; считалось, что в огромной стране с большой военно-политической мощью  и международным авторитетом проблема формирования граждан решается положительно и автоматически. Последующее развитие событий показало, что такие представления оказались несостоятельными.

Еще более интересной является проблема организационной взаимосвязи участвующих в гражданском воспитании лиц.  Если в их числе ранее оказывались и профессиональные воспитатели, и общественность, и различные социальные институты и организации, то в последнее время все чаще приходится говорить только о школе (или ином образовательно-воспитательном учреждении) и о воспитателях, т.е. произошло сужение зоны воспитательных влияний. Однако этот процесс несет в себе немало положительного и отрицательного. Положительным можно назвать то, что организацией воспитательного процесса занимаются только профессионалы, и появилась возможность сосредоточиться на его главных направлениях, не распыляя силы на не всегда эффективной координации сил. Между тем и выключение разносторонних субъектов из воспитательного процесса не может привести к положительным результатам. В период, когда в общественной жизни налицо бурные и  скоротечные изменения, имеющие довольно быстро проявляющиеся последствия как и для самого общества, так и для системы подготовки подрастающих поколений к жизни, институты воспитания остались одни - без  помощников, с нарушенной системой традиций, без идеалов,  особенно без остро необходимой материальной поддержки. По мнению исследователей и практических работников, сегодня существует целый ряд объективных предпосылок, ведущих к снижению эффективности воспитательной работы в школе:

- изменение обстоятельств жизнедеятельности людей ведет к изменениям и в их природе, что может привести даже к гуманистическому кризису;

- процесс поклонения западным образцам грозит духовным основам отечественной воспитательной системы;

- воспитательная работа в учебных заведениях отходит на второй план в связи с неудачными законодательными актами. Регламентирующими данный процесс;

- неблагоприятные условия для взросления и развития молодого поколения (физические и психические расстройства, хроническое недоедание, несбалансированность питания, неудовлетворительное медицинское обслуживание, нездоровая экологическая обстановка);

- ухудшение условий воспитания детей в семье (рост количества неблагополучных семей, жестокость по отношению к детям, уход из семьи и др.);

- разрыв преемственности поколений, который негативно отражается на традициях воспитания;

- отражение экономического, политического и нравственного кризиса в стране на жизненных ориентациях школьников;

- в кризисном обществе молодежь все более и более отодвигается на жизненную периферию.

К сожалению, эти факторы усиливаются с каждым днем.