Генезис и развитие идеала образованности в истории социальной мысли

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

С. Л. Ивашевский

Генезис и развитие идеала образованности

 в истории социальной мысли

В процессе стандартизации образования важное место занимает проблема идеала данной социальной структуры. Идеал, являясь формой опережающего отражения, исходит из динамики социальной действительности и указывает направление ее преобразований. Практическое значение идеала образованности заключается в мотивации им соответствующей деятельности субъектов. Непосредственную же связь желаемого с действительностью призваны осуществить стандарты, выполняющие моделирующую функцию в сфере образования.

Целенаправленная образовательная деятельность субъекта невозможна без наличия идеала образованности. Отсутствие последнего ведет к дезориентации, хаосу и неопределенности в культурном развитии общества. Признание неприемлемости такого положения дел в сфере образования в разные исторические периоды приводило к оформлению своеобразных идеалов и педагогических концепций. Генезис идеала образованности был объективной необходимостью в поступательном развитии общества в ответ на углубление и расширение обыденных и научных знаний об окружающем мире.

Важное место идеал образованного человека занял в философских и педагогических концепциях античности. Из высокой оценки состояния системы образования в Древней Греции следует наличие там определенного идеала для лиц, включенных в эту сферу жизнедеятельности. Их идеал состоял в «живом и гармоническом развитии индивидуальных сил человека в период его юности, как будущего деятельного органа и члена своего гражданского общества» (6, с. 2) и получил в философских размышлениях античных мыслителей название «калокагатия». Ни в одном из современных европейских языков нет идентичного понятия. Калокагатия  (“calos” – прекрасный , “agathos” – добрый, хороший) – прекрасное и хорошее, прекрасное и доброе, относится к хаоактеристике человека, прекрасного и телом, и душой. В “Очерках по истории античной педагогики” Г. Е. Жураковский определил калокагатию как «совокупность «добродетелей», относящихся прежде всего (в данном случае первое не означает важнейшее) к тому, сто является соединением всех возможных оттенков внешней красоты, а также и красоты внутренней, причем критерием последней является годность к исполнению гражданских обязанностей в классовом государстве» (7, с. 32 – 33). Сложность и многогранность данной категории  были определены и разноречивыми суждениями о ней древних философов. Классическое же понимание калокагатии, как указывает А. Ф. Лосев

(12), мы можем найти в трудах Платона и Аристотеля. По определению Платона, это – «способность избирать наилучшее» (14, с. 430), необходимое свойство правителей, т. е. тех, кто ведет государство к осуществлению наивысшей цели добра – идеи добра. Достижение идеала образованности, по Платону, должно осуществляться через несколько ступеней элитарной подготовки. В первый десятилетний цикл своей программы автор «Государства» включил арифметику, геометрию, стереометрию, астрономию, диалектику. Тем же, кто пожелает продолжить изучение последней, предназначался второй (пятилетний) цикл, по окончании которого завершившие образование должны в течение 15 лет отдать свои силы и знания государственным делам. Осознание Платоном неготовности общества к восприятию его «идеального» государства приводит к созданию более реалистичных «Законов». Там выдвигаются несколько иные цели воспитания – с детства вести человека к добродетели, «заставляя… страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином , умеющим справедливо подчиняться или же властвовать» (15, с. 107).

В «Законах» требования к высшей ступени образованности предусматривают знание арифметики, геометрии и астрономии, при особом отношении к последней, так как, по мнению автора, небесные светила божественны, и  кто судит о них неправильно, умаляет величие богов. Созданные Платоном педагогические системы имели гораздо более широкие цели, нежели усвоение определенного набора знаний, необходимых для жизни и управления античным полисом. Выбор структуры и содержания мусического, гимнастического, высшего образования был определен задачей всестороннего развития человека, постепенного восхождения его к идеальному состоянию.

Калокагатия у Аристотеля – это целостность человека, которая проявляется в единстве и взаимопроникновении всех существующих добродетелей. В «Большой этике» мыслитель указывает, что «в отношении человека вполне добродетельного есть неплохое имя – нравственная красота (kalokagathia)» (3, с. 360).А в его «Никомаховой этике» отмечено: «добродетельный в частном и образован применительно к частному, а вообще добродетельный образован всесторонне» (3, с 56). Таким образом, нравственный идеал Аристотеля (калокагатия) неотделим от его идеала образованности. И хотя он не оставил нам, как Платон, стройной системы достижения этого идеала, в «Политике» мы находим рекомендации для детей изучать гимнастику, грамматику, музыку и рисование. (3, с. 630). О суждении Аристотеля об образовании повышенного типа можно судить по его практической деятельности в Ликее. Там обучение имело двоякую форму: «эксотерическую» – риторика и «эсотерическую» – метафизика, физика и диалектика. Предложенные философом предметы и формы образования подразумевают идеализацию единства развития интеллектуальных, физических и нравственных качеств личности.

Греческие идеалы образованности претерпевают серьезные изменения в Древнем Риме. Как отметил А. Трачевский, «римлянин должен был иначе смотреть на воспитание, чем эллин. Ему недоступны были такие тонкости, как эстетизм, как гармония и калокагатия: он знал только «пользу» (utilitas)» (18, с. 14). Из принципа полезности складывается идеал «оратора» как главный ориентир римской системы образования. Высшей его ступенью становится риторика. Без овладения искусством красноречия нельзя было прослыть образованным человеком, а значит, и занять достойное место в структуре римского общества. Риторика стала определять направленность педагогики, ради нее изучались все другие науки. Например, Цицерон настаивал на обязательном для оратора изучении философии, особенно ее раздела о «жизни и характерах», этики, истории. А в трудах Квинтилиана представлен весь путь, приближающий к древнеримскому идеалу образованности: «Коль скоро выучится отрок читать и писать, тотчас надлежит занять его Грамматикою.… Но для Грамматика недостаточно одного чтения Стихотворцев: ему надобно рассмотреть творения всех родов. Не для исторических только сказаний, но и для слов, которые часто получают значительность и силу свою от важности употребивших оные. Сверх того, Грамматик не может быть совершенен и без некоторого понятия о музыке; ибо он должен изъяснять звуки и меру. Так же, не зная течения планет, не будет разуметь стихотворцев, кои часто говорят о восхождении и захождении светил, для означения времен года. Надобно быть ему сведущу в Философии» (20, с. 341). Такая ориентация на максимально возможное расширение образования в практике зачастую выливалась в поверхностное многознайство, но все же определила появление стройной образовательной системы, которая играла положительную роль в распространении просвещения, в сохранении и развитии научного знания.

Похожие материалы

Информация о работе