Тормозные свойства автомобиля. Тормозные системы автомобиля и виды торможений. Оценочные показатели тормозных свойств автомобиля

Страницы работы

Фрагмент текста работы

котором автомобиль удерживается стояночным тормозом;

6) установившая скорость на спуске Vт.уст. при торможении тормозом-замедлителем или двигателем.

Нормативы показателей тормозных свойств АТС по ГОСТ 22895-77 для рабочей и запасной тормозных систем приведены в таблице 7.1. они полностью совпадают с нормативами, предусмотренными Правилами ЕЭК ООН № 13.

Таблица 7.1 – Нормативы эффективности рабочей (запасной) тормозной системы автотранспортных средств и автопоездов

АТС

Кате-гории

Начальная скорость, км/ч

Усилие на педали, Н

Тормозной путь, м и / замедление jт.уст., м/с2 при испытаниях

Типа «НОЛЬ»

Типа I

Типа II

Пассажирские автомобили, автобусы

М1

1)

М2

М3

3)

80

(80)

60

-

(60)

500

(500)

700

-

(700)

13,2/7,0

32,1/6,0

52,1/5,6

(93,2/2,9)

38,0/4,8

-

(64,4/2,5)

-

-

-

39,8/4,5

-

Пассажирские автопоезда

М1

1)

М3

3)

80

(80)

60

(60)

500

(500)

700

 (700)

50,7/5,8

-

33,9/6,0

-

61,7/4,6

(100,7/2,5)

39,8/4,8

(66,2/2,5)

-

-

41,6/4,5

-

Грузовые автомобили

N1

(N2)

N3

80

(50)

60

700

(700)

700

-

61,2/5,0

-

73,5/4,0

(51/2,2)

43,6/4,0

-

-

45,9/3,7

Грузовые автопоезда

N1

(N2)

N3

80

(50)

60

700

(700)

700

63,6/5,0

-

38,5/5,0

75,9/4,0

(52,5/2,2)

45,4/4,0

-

-

47,7/3,7

Испытания по определению эффективности рабочей тормозной системы разделяют на три типа: «НОЛЬ», I и II. Испытания типа «НОЛЬ» проводят при «холодных» тормозах, когда температура вблизи поверхности трения тормозного барабана или диска менее 100 оС. Испытания типа I проводят при «горячих» тормозах. Нагрев осуществляют путем предварительных торможений. Испытаниям типа «НОЛЬ» и I подвергаются все типы АТС. Испытаниям типа II подвергаются АТС категории M3 и N3, а также грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категории N3. Эти испытания проводятся при «горячих» тормозах, аналогично испытаниям I, и предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы после движения на затяжных спусках. Прогрев тормозных механизмов осуществляется на спуске длиной 6000 м с уклоном i=0,06 при скорости 36±5 км/ч.

Дорожные испытания по определению показателей тормозных свойств проводят при тех же условиях, что и при определении показателей тягово-скоростных свойств с полной нагрузкой автомобиля. Выход автомобиля из коридора шириной 3,5 м и блокирование колес при торможении не допустимы.

Вспомогательная тормозная система должна обеспечивать поддержание постоянной установившейся скорости при затяжном спуске Vт.уст.=30±2 км/ч на уклоне i=0,07. Протяженность спуска 6 км. При торможении двигателем в этих же условиях Vт.уст.30±5 км/ч.

Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль в покое на уклоне imax не менее: для пассажирских автомобилей – 0,25; для грузовых автомобилей – 0,20; для автопоездов – 0,18.

7.3. Уравнение движения и тормозная диаграмма автомобиля

При торможении автомобиль движется замедленно, поэтому сила инерции Рj=majтδвр становится движущей. Все внешние силы и моменты оказывают сопротивление движению и направлены на увеличение модуля замедления . Исключение составляет лишь сила : при движении на подъем она положительная и способствует замедлению, а на спуске отрицательная и уменьшает замедление. Тогда уравнение движения автомобиля при торможении

.                      (7.1)

Суммарная тормозная сила Рт может включать составляющие от моментов колесных тормозных механизмов  и тормозного момента двигателя . Если при торможении двигатель переводится на холостой ход и не отсоединяется от трансмиссии, то он переходит на тормозной режим (режим принудительного холостого хода). Тогда суммарная тормозная сила

,          (7.2)

а момент сопротивления двигателя (Нм)

,                (7.3)

где Мк.т=(Мт.мсiтрηтр) – суммарный тормозной момент; Vh=(πD2/4)S – рабочий объем цилиндра, л; n – число цилиндров двигателя; nд – частота вращения коленчатого вала, мин-1.

Максимальная по условию сцепления тормозная сила на колесе  при нормальной нагрузке на шину Рz и для всех колес Ртmax

                                                        (7.4)

Замедление АТС (м/с2) при торможении:

с включенным сцеплением

      (7.5)

с отключенным двигателем

                (7.6)

где Кэ – коэффициент эффективности торможения, Кэ=1,2 для легковых автомобилей и 1,3-1,4 для грузовых автомобилей и автобусов; δвр=1+0,04(1+i2кл); δ'вр=1,04.

Максимальный момент тормозного механизма, реализуемый тормозящим колесом, ограничен его сцеплением с дорогой и определяется по выражению

                               (7.7)

где fт=f – коэффициент сопротивления качению тормозящего колеса.

Максимально возможное замедление автомобиля, при одинаковых дорожных условиях всех колес, достигается, если все тормозные механизмы будут развивать предельные тормозные моменты по сцеплению Мк.тφi. Тогда

и с учетом (7.4) при Рi=0

             (7.8)

При экстренном торможении с отсоединенным двигателем  и . Тогда максимально возможное замедление приближенно можно определить по зависимости

                         (7.9)

Процесс торможения во времени описывается зависимостью jт, V=f(t), которые называют тормозной диаграммой (рис. 7.1).

Тормозную диаграмму для экстренного торможения строят с использованием исходных данных и технической характеристики проектируемого автомобиля.

Рисунок 7.1 – Тормозная диаграмма автомобиля

Начало координат t=0 соответствует моменту возникновения ситуации, вынуждающей водителя тормозить. Общая продолжительность процесса торможения включает следующие составляющие:

tp=tp1+tp2 – время психической tp1 и физической tp2 реакции водителя;

tсp=tз+tн – время срабатывания тормозного привода включает время

Похожие материалы

Информация о работе