Виды транспорта и грузов в строительстве. Выбор вида транспорта и определение потребности в транспортных услугах и транспортных средствах, страница 4

Организация эксплуатации автотранспортных средств и автоперевозок в строительстве заключается в организации доставки различных строительных грузов в соответ­ствии с планами и графиками материально-технического обеспе­чения строительных организаций и промышленных предприятий строительной индустрии в целом, их основных производственных цехов, строительных, монтажных и обслуживающих подразделе­ний, а также конкретных строительных объектов и участков про­изводства и производственного обслуживания.

Основными принципами и задачами организации эксплуата­ции автотранспортных средств и автомобильных перевозок явля­ются:

обеспечение бесперебойной работы подразделений и участков строительных организаций и предприятий строительной индуст­рии, поставка строительных грузов в необходимом количестве в нужное место в нужный срок;

наиболее полное использование имеющихся транспортных средств по времени и грузоподъемности;

обеспечение минимальных транспортных издержек на получе­ние конечной продукции строительства в виде законченных зда­ний, сооружений.

Эти задачи и принципы реализуются посредством:

календарного планирования перевозок грузов;

выбора вида транспортного средства по типу и грузоподъемно­сти;

применения соответствующих транспортных схем доставки гру­зов на объекты;

оптимизации прикрепления мест доставки грузов к местам их получения.

Основой календарного планирования автомо­бильных перевозок строительных грузов являются:

планы-графики производства строительно-монтажных работ на объектах, планы-графики потребности и поступления строитель­ных конструкций, материалов, изделий и полуфабрикатов на них;

планы-графики производства и выпуска строительных конст­рукций, изделий и полуфабрикатов на промышленных предприя­тиях строительной индустрии, в подразделениях и цехах строи­тельных организаций;

планы-графики работы подразделений производственного стро­ительного обслуживания.

На основании и в соответствии с указанными планами-графи­ками строительные, монтажные организации и их подразделения, промышленные предприятия строительной индустрии и другие организации производственного строительного обслуживания со­ставляют годовые, квартальные, месячные планы-заявки на пере­возку грузов, а автотранспортные подразделения или организации

на их основе — графики загрузки транспортных средств и планы грузоперевозок, также рассчитывают количество транспортных средств для перевозки грузов по соответствующим маршрутам. При этом со стороны автотранспортных организаций и подразделений предусматривается наиболее рациональное использование имею­щихся у них транспортных средств за счет их выбора по типу и грузоподъемности, за счет применения рациональных транспорт­ных схем доставки грузов.

Выбор вида по типу и грузоподъемности состо­ит в принятии конкретных транспортных средств для доставки конкретного груза, которые будут максимально использованы по грузоподъемности и будут наиболее экономичны. В основном авто­транспортные средства специализированы и особых трудностей в этом плане нет. Однако следует иметь в виду, что в настоящее время недостаточно автомобилей небольшой грузоподъемности и маневренных, а потому нередко используются автомобили боль­шей грузоподъемности при их недозагрузке. В недостаточной сте­пени используются автопоезда для транспортирования сыпучих грузов: песка, щебня, гравия при их массовой перевозке в до­рожном строительстве. Часть грузов в строительстве, например полистирольные изоляционные плиты, шлако- и стекловата и изделия из них, имеют малый объемный вес и не позволяют заг­рузить автомобили по их полной грузоподъемности. Поэтому не­обходимо дополнительное соответствующее дооборудование для их кузовов.

Понятие транспортной схемы доставки строи­тельных грузов на объекты может трактоваться широко и узко. В узком плане при доставке грузов с позиции более полно­го использования автотягачей применяют следующие схемы дос­тавки строительных грузов (большей частью специализированных вагонов-платформ для перевозки железобетонных и других конструкций):

маятниковая;

челночно-маятниковая;

челночная.

Маятниковой называют обычную схему доставки груза автомо­билями с неотцепляемым кузовом или с другим устройством для размещения груза. По этой схеме время полного оборота автомо­бильного транспортного средства состоит из времени подачи авто­мобиля под погрузку, времени нахождения его под погрузкой, времени пробега с грузом, времени нахождения под выгрузкой и времени пробега порожняком либо до места погрузки, либо до места стоянки в конце рабочей смены или дня.

Именно для уменьшения простоя автотягачей под погрузкой и разгрузкой применяют челночно-маятниковую и челночную схе­мы доставки грузов.

При челночно-маятниковой схеме автотягачу придаются два от­цепляемых транспортных устройства, например два панелевоза. Ког­да автотягач находится под погрузкой с одним прицепным уст­ройством и в пути следования, другое прицепное устройство на месте доставки разгружается. В результате исключается простой ав­тотягача под разгрузкой.

При челночной схеме тягач обслуживает три и более прицепных транспортных устройства. Он не простаивает ни под разгрузкой, ни под погрузкой, немедленно отцепляет пустое прицепное устройст­во и прицепляет груженое на месте погрузки, затем отцепляет гру­женое прицепное устройство и прицепляет пустое на месте разгрузки.

В широком плане под транспортной схемой доставки грузов понимают прикрепление автомобилей к соответ­ствующим маршрутам перевозки строительных грузов от мест получения до мест доставки. Эта задача имеет множество вариантов решения, и каждому варианту соответствуют неодинаковые затраты на осуществление перевозок грузов, а потому необходимо найти и принять такой вариант, ког­да общие затраты на транспорт грузов будут минимальными.

Качество принимаемых решений по прикреплению автомоби­лей к соответствующим маршрутам транспортных перевозок зависит от опыта составителей схем транспортного обслуживания. В крупных строительных организациях и при осуществлении круп­ных строек оптимальные планы транспортировки строительных ма­териалов, конструкций и других грузов рассчитываются на компь­ютерах с использованием экономико-математических методов, специальных алгоритмов и программ.