Измерение частотно-временных параметров сигналов измерительной информации. Преобразователи импульсных сигналов, страница 5

5. Методические указания по выполнению работы

5.1 Подготовка аппаратуры к выполнению работы

Соединить между собой разнополярные зажимы двух выходов источника. Эту общую точку подключить к любому гнезду " ┴ " лабораторного макета. Два оставшихся зажима двух выходов источника питания подключить к гнездам "-15В","+15В" лабораторного макета, соблюдая полярность.

Включить источник питания в сеть и установить нулевое напряжение на обоих его выходах.

Включить в сеть остальные средства: частотомер, цифровой вольтметр и осциллограф, калибратор (если он имеется) или источник напряжения и цифровой вольтметр. Дать приборам прогреться в течение 10-15 минут. Отрегулировать фокусировку осциллографа в соответствии с п. 4.1, ознакомиться с расположением и назначением регулировочных ручек на лицевой панели осциллографа и других применяемых приборов.

5.2. Выполнение п. 2.1.1. программы работы

Настоящий пункт программы выполняется одновременно с выполнением п. 2.2.1 (см. п. 5.7).

Подключить общий провод входного кабеля осциллографа к гнезду "┴" лабораторного макета, а информационный провод - к гнезду 11. С помощью рукояток управления добиться устойчивого изображения сигнала генератора Г1 так, чтобы на экране оказалось 2 прямоугольных импульса одной полярности, а сигнал располагался в середине экрана по вертикали.

Подсчитать количество делений горизонтальной шкалы осциллографа между двумя ближайшими моментами перехода сигнала через ноль в одну сторону. Прочитать на лимбе переключателя развертки цену одного деления горизонтальной шкалы (то есть одного см). Вычислить период сигнала генератора Г1 по формуле :

Тi =D С В, где В - число делений (см), С - цена деления (читается по лимбу переключателя длительности развертки "ВРЕМЯ/ДЕЛ" только в крайнем правом положении соосной с ним ручки плавной регулировки; фиксация этого положения сопровождается щелчком), D - множитель развертки (устанавливается ручкой, соосной с переключателем "А, Б подсв А, Б, внеш" и имеющей два положения : 0.1 и 1, причем, если эта ручка стоит в положении 0.1, светится точка, находящаяся с ней поблизости).

Вычислить частоту выходного напряжения генератора Г1 по формуле

fГl=l/T1.

Проделать такую же операцию для измерения периода выходного напряжения генератора Г2, для чего подключить информационный провод осциллографа к гнезду 3 или 4 лабораторного макета.

Измерить частоту и период выходных напряжений этих же генераторов цифровым частотомером в соответствующих режимах: режиме измерения частоты и режиме измерения периода (см. указания в п. 5.7).

Результаты измерений записать в протокол и предъявить преподавателю. Считая частотомер образцовым прибором, оценить погрешность измерения частоты и периода, выполненных с помощью осциллографа. Результаты привести в отчете в форме, указанной преподавателем.

5.3. Выполнение п. 2.1.2. программы работы

1.  Подать на вход синхронизации А импульсное напряжение, поступающее для управления реле (с гнезда 12 лабораторного макета). Установить на осциллографе основную ждущую развертку и максимальный уровень внешнего синхронизирующего сигнала.

2.  С гнезда 11 лабораторного макета подать на вход осциллографа напряжение Uп. Установить такую длительность развертки, чтобы на экране были видны один-два импульса. Регулировкой уровня синхронизирующего сигнала добиться устойчивости изображения.

3.  Поскольку времена tcp и tотп малы, измерить их в режиме основной развертки невозможно. Поэтому необходимо использовать задержанную развертку. Переключатель "А, Б подсв.А, Б, внеш", установить в положение "Б по дев. А". При этом на экране появится яркостная отметка (более яркий участок развертки). Яркостная отметка выделяет участок развертки А, который будет изображен на экране осциллографа при работе с задержанной разверткой (Б).

4.  Сместить ручкой "ЗАДЕРЖКА" яркостную отметку так, чтобы высвечивалась интересующая часть сигнала (фронт импульса). Ее длительность установить в 10 раз меньшей, чем длительность основной развертки.