Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Нововятский лыжный комбинат»), страница 4

-  коэффициент рентабельности производственных затрат – отношение прибыли от  реализации к полной себестоимости;

-  коэффициент рентабельности собственного капитала – отношение чистой прибыли к величине собственного капитала;

-  коэффициент рентабельности оборотных активов - отношение чистой прибыли к величине текущих активов;

-  коэффициент рентабельности внеоборотных активов – отношение чистой прибыли к величине внеоборотных активов.

Коэффициенты рентабельности приведены в таблице 2.19.

Таблица 2.19 - Коэффициенты рентабельности

Наименование показателя

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Коэффициент рентабельности продаж

0,36

0,33

0,32

Коэффициент рентабельности основной деятельности (производственных затрат)

0,8

0,87

0,64

Коэффициент рентабельности собственного капитала

0,63

0,93

0,17

Коэффициент рентабельности оборотных активов

0,5

0,85

0,16

Коэффициент рентабельности внеоборотных активов

1,67

4,82

0,94

Рентабельность продаж показывает прибыль с каждого рубля проданной продукции. За рассматриваемый период произошло снижение рентабельности продаж на 11 %. Рентабельность произведенных затрат или прибыль с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию снизилась на 20 % - с 0,8 в 2004 году до 0,64 % в 2006 году.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Уменьшение рентабельности на 74 процента означает, что предприятие стало менее эффективно использовать собственный капитал. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов резко возрос в 2005 году до 4,82 за счет увеличения чистой прибыли, однако снова снизился в 2006 году до 0,94, то есть на 80 процентов.

Причиной ухудшения всех показателей рентабельности за рассматриваемый период является окончание реализации экспортного контракта на предприятии.

2.9.4 Расчет показателей деловой активности

Среди показателей деловой активности, по которым судят об эффективности использования предприятием своих средств, наиболее часто рассчитывают и используют для целей финансового анализа следующие:

Среди показателей деловой активности, по которым судят об эффективности использования предприятием своих средств, рассчитываются и используются для целей финансового анализа следующие:

-  оборачиваемость активов, показывающий эффективность использования активов для получения дохода и определяемый как отношение выручки от реализации к средней стоимости активов;

-  фондоотдача, определяющий эффективность использования основных фондов предприятия и рассчитываемый как отношение выручки от реализации к средней стоимости основных фондов предприятия;

-  операционный цикл – количество дней, необходимых для превращения запасов и дебиторской задолженности в деньги. Он рассчитывается как сумма времени обращения дебиторской задолженности и среднего возраста запасов. В свою очередь, время обращения дебиторской задолженности определяется как количество дней в году, делённое на отношение выручки от реализации к средней за период сумме дебиторской задолженности (оборачиваемость дебиторской задолженности); средний возраст запасов – как количество дней в году, делённое на отношение себестоимости реализованной продукции к средней за период стоимости запасов (оборачиваемость запасов).

Динамика этих коэффициентов за период 2004 - 2006 гг. показана в таблице 2.20.

Таблица 2.20 - Коэффициенты деловой активности

Наименование показателя

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Производительность труда, тыс.руб.

680,2

410,9

153,3

Фондоотдача, раз

10,2

11,6

3,9

Оборачиваемость текущих активов, дней

118,5

175,3

559,7

Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней

40,4

103,9

307,2

Оборачиваемость запасов, дней

96,2

136,1

411,8

Продолжительность операционного цикла, дней

136,6

240

719

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, %

3,8

2,2

0,7

Период оборачиваемости собственного капитала, дней

94,2

160,6

502,7

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость их превращения в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.

Анализируя данные, полученные из таблицы 2.20, можно сказать, что происходит ухудшение показателей деловой активности  за анализируемый период. Рост времени оборачиваемости дебиторской задолженности вызван значительным увеличением краткосрочной задолженности по сравнению с 2004 годом за счет особенностей связанных с экспортным договором и переплатой значительных средств в государственные и внебюджетные фонды и по налоговым платежам. Снижение фондоотдачи связано с передачей жилья и некоторых объектов социальной сферы на баланс города в 2007 году.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время ФГУП «КМЗ»  имеет положительную структуру баланса, отличающуюся высоким уровнем платёжеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости. В тоже время, в 2006 г. ухудшились показатели хозяйственной деятельности предприятия, связанные с деловой активностью и рентабельностью, снизился запас финансовой прочности. К отрицательным тенденциям можно также отнести невысокую маневренность предприятия, а также снижение эффективности использования собственного капитала, сопровождающееся изменением соотношения между долями СОС в запасах и в денежных средствах в сторону доли в запасах, и, как следствие, резким снижением абсолютной ликвидности предприятия.

Исходя из анализа финансового и экономического положения ФГУП «КМЗ» и условий внешней среды, возможно определить цель деятельности предприятия: сохранение устойчивого финансового положения предприятия с необходимым повышением рыночной гибкости, которая может быть достигнута, в частности, выходом на определенный уровень рентабельности  необоронной продукции, в том числе через снижение себестоимости.

В данной дипломной работе особое место уделяется анализу себестоимости такого изделия,  как двигатель к стиральной машине которая в свою очередь, занимает значительное место в реализации товаров народного потребления. В данный момент себестоимость двигателя достаточно высока по сравнению с конкурентами. Поэтому важным является анализ производства двигателей, сопоставление затрат с эффектом, полученным от организации производства.