Педагогика как наука и учебная дисциплина. Социокультурный феномен образования. Воспитание в педагогическом процессе. Дидактика как направление педагогической науки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов Факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета. В пособии освещены базовые категории и вопросы курса «Педагогика», содержатся подробные планы семинарских занятий и материалы для самостоятельной подготовки. Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной подготовки к семинарским занятиям по курсу «Педагогика». Методические указания составлены в соответствии с Учебным Планом специальности 030302.65 «Клиническая психология».


Содержание

Введение                                                                                                                  4

Педагогика как наука и учебная дисциплина                                                     5

Социокультурный феномен образования                                                            7

Воспитание в педагогическом процессе                                                                    12

Дидактика как направление педагогической науки                                            17

Психологические теории обучения                                                                      22

Педагогическая деятельность                                                                               26

Глоссарий                                                                                                                32

Тестовые задания                                                                                                      34

Вопросы для повторения                                                                                       40

Рекомендуемая литература                                                                                   41


Введение

Целью преподавания дисциплины является повышение общей и педагогической культуры студентов специальности «Клиническая психология», формирование целостного представления о педагогических аспектах организационно-управленческой, научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере клинической психологии.

Задачи преподавания дисциплины:

1)  ознакомление студентов с основными направлениями в современной отечественной и зарубежной педагогической науке;

2)  овладение понятийным аппаратом, описывающим проблемы обучения, воспитания и саморазвития личности;

3)  приобретение опыта анализа профессиональных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия;

В результате освоения курса студент должен уметь:

1.  определять и формулировать образовательные, воспитательные, учебные цели и задачи;

2.  анализировать эффективность методов воспитания и обучения;

3.  принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной практики.

Обладать навыками:

1.  анализа педагогических явлений;

2.  проектирования педагогического процесса;

3.  экспертной психолого-педагогической оценки документов, заключений.

Особенности содержания курса определяются профилем получаемой студентами специальности. В этой связи   изучаемые темы обретают психолого-педагогическое содержание. Курс имеет интегративный характер и тесно связан с курсами «Педагогическая психология» и «Методика преподавания психологии».

Учебный курс «Педагогика» для студентов специальности «Клиническая психология» рассчитан на 60 часов, включает 12 лекционных часов, 18 часов практических занятий, 30 часов отведены на самостоятельную работу студентов. 


Семинарское занятие 1. Педагогика как наука и учебная дисциплина.

1.  Сущность, объект, предмет, задачи, функции и методы, направления, школы и отрасли педагогики.

2.  Исторические и теоретические предпосылки формирования педагогики.

3.  Основные категории педагогики.

4.  Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Содержание темы: Сущность, объект, предмет, задачи, функции и методы, направления, школы и отрасли педагогики. Исторические и теоретические предпосылки формирования педагогики. Основные категории педагогики (развитие, образование, воспитание, обучение; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача). Основные подходы к определению, взаимосвязь и соотношение категорий. Место педагогики в системе гуманитарных наук. Научные позиции отечественной и зарубежной педагогики. Педагогическая теория и практика.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1)  Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: гриф УМО/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. –М.: Гардарики, 2006. – 475 с.

2)  Реан, А.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов: гриф УМО / Реан А.А., Бордовская Н.В.— СПб.: Питер, 2007. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

3)  Реан, А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов: гриф УМО / Реан А.А., Бордовская Н.В.— СПб.: Питер, 2006. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

Дополнительная:

1)  Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004. с. 352.

2)  Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. ВУЗов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Сущность, объект, предмет педагогики. Педагогика как наука определяется с различных точек зрения. Приведем некоторые из них:

1. Педагогика – это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н. В. Бордовская, А. А. Реан);

2. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев); наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);

3. Педагогика – это наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);

4. Педагогика – это наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);

5.Педагогика – это особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);

6. Педагогика – это наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

7. Педагогика – это теоретическая наука и педагогическая деятельность

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
446 Kb
Скачали:
0