История развития специальной психологии. Аномальный ребенок и общество. Законодательные нормы по защите прав инвалидов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  История развития специальной психологии.

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины. Формированию специальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX в., оказали сильное влияние педагогическая и медицинская психология.

В начале XX в. клинический аспект в специальной психологии доминировал: подъем интереса к феномену детства, которое долго трактовалось в узкобиологических рамках. Детство стало рассматриваться как сложный многомерный объект изучения: появилась особая наука — педология. Изучению развития ребенка в условиях патологии был посвящен такой раздел педологии, как патопедология, составной частью которого была специальная психология. В начале XX столетия в специальной психологии наблюдается активная внутренняя дифференциация: начинают складываться такие ее отрасли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология. В конце XIX —начале XX в. открываются новые школы, приюты, санатории, появляются научные работы, посвященные различным проблемам специальной психологии.

В 1915 г. опубликован труд Г. Я. Трошина ≪Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей≫. В. М. Бехтерев создал специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии.

Бурное развитие специальной психологии в дореволюционный период России - П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Россолимо идр., было серьезно приостановлено до середины 20-х г. К середине 20-х г. научно-исследовательские работы начинают возобновляться.

Центральным научно-исследовательским учреждением, возглавлявшим и координировавшим все российские изыскания вобласти специальной психологии, был созданный в 1919 г. Экспериментально-дефектологический институт. Особое место в истории становления специальной психологии по праву принадлежит Л. С. Выготскому: придал специальной психологии характер сформированной науки с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов.

Определенная активизация в психологии отмечалась в период ВОВ и после ее окончания: увеличение числа инвалидов остро поставило вопрос об их социально-психологической и трудовой адаптации (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, С. Я.Рубинштейн, Б. Г.Ананьев, А. Р. Лурия  и мн. др.).

Со второй половины 50-х годов начинается возрождение психологической науки в СССР. Восстанавливаются в правах идеи Л. С. Выготского. В середине 60-х годов тема компенсаторных механизмов на физиологическом уровне, сменилась на проблему социальной адаптации и реабилитации взрослых инвалидов: получение дальнейшего образования, профессиональное и личностное самоопределение. Современная специальная психология представляет собой сложно дифференцированную и динамично развивающуюся отрасль психологической науки.

2.  Аномальный ребенок и общество.

В период раннего христианства инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны духовных общин. В период средневековья аномалия развития рассматривалась как знак дьявола и инквизиция отправляла таких людей на костер. В эпоху просвещения отношение к инвалидам изменилось.

В конце 18 - начале 19в. появляются труды Песталоцци, связанные с привитием практических навыков детям с отклонениями в развитии. Старейшим учреждением для реабилитации детей, страдающих нарушениями моторики, является приют для девочек - инвалидов в Кватрехте - Бельгия. Затем такие учреждения начали появляться в США, Японии Австралии. В России - в 1890 году в Санкт - Петербурге открывается приют для детей - калек и паралитиков.

Э. Сеген попытался вычленить наиболее существенные дефекты при умственной отсталости, подчеркнул определяющую роль нарушений волевой активности ребенка в формировании дефекта, придавал особое значение развитию органов чувств у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

П.Я. Трошин исследовал  проблемы диагностики и коррекции детей с нарушениями в развитии, автор первой монографии «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». В.П. Кащенко создает первую в Москве санаторную школу для дефективных детей, книга «Дефективные дети в школе».

С. Выготским показал, что наиболее общие законы развития нормальною

Похожие материалы

Информация о работе