Восприятие как психический процесс. Предметность восприятия. Целостность восприятия. Избирательность восприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет им.Ф. Скорины»

Заочный факультет

Кафедра социальной и педагогической психологии

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

                 «Восприятие как психический процесс»

Выполнил:

студентка группы ПЗ-61                                       

Проверила:                                                                   

Гомель 2013

   План-конспект открытого урока

  Тема: Восприятие как психический процесс

Цель: 1) образовательная: сформировать у учащихся общее представление о понятии «восприятие», познакомить с основными свойствами и видами восприятия;

2) развивающая: развить активность, логическое мышление и самостоятельность учащихся на уроке;

3) воспитательная: воспитать положительное отношение к учебному процессу, дисциплинированность, уважение к другим.

Тип урока: изложение нового материала.

Материально-техническое обеспечение: рисунок «Предметность восприятия» (Приложение 1); рисунок «Целостность восприятия» (Приложение 2); рисунок «Константность восприятия» (приложение 3); рисунок «Избирательность восприятия» (Приложение 4); рисунок «Избирательность восприятия»(а) (Приложение 5); «Избирательность восприятия»(б) (Приложение 6).

Ход урока

I. Организация учащихся к знаниям

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Прежде чем начать урок отметим отсутствующих.

II. Краткий безоценочный опрос

На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели и закрепили тему: «Ощущение». Кто мне напомнит, что такое ощущение? Верно.

Суть психологического процесса, рассмотрением которого сегодня мы  займемся, также состоит в отражении реально существующего мира. Однако в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, этот процесс отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Кто догадался, о каком психологическом процессе сегодня пойдет речь? Молодцы!

III. Работа по осмыслению нового материала

Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Восприятие как психический процесс». Преподаватель открывает доску, на которой заранее была записана тема урока и обращает внимание учащихся на доску.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

1)  Общее представление о восприятии;

2)  Основные свойства восприятия;

3)  Виды восприятия.

Действительно, суть восприятия также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Ребята, так что же такое восприятие? Кто попробует дать определение

Похожие материалы

Информация о работе