Внимание как психологический процесс. Схема типов и основных свойств внимания. Организация учащихся к знаниям

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины»

Факультет психологии и довузовской подготовки

Кафедра социальной и педагогической психологии

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

                    «Внимание как психологический процесс»

Выполнил:

студентка группы ПЗ-61                                      

Проверила:                                                               

                                               Гомель 2013

          План-конспект открытого урока

  Тема: Внимание как психологический процесс

Цель:

1) образовательная: закрепить понятие внимания, виды, свойства внимания;

2) развивающая: содействовать развитию внимания, наблюдательности у учащихся;

3) воспитательная: воспитать положительное отношения к процессу обучения.

Тип урока: урок закрепления нового материала.

Материально-техническое обеспечение: Схема типов и основных свойств внимания (Приложение 1); карточки с практико-ориентированными заданиями для самостоятельной работы (Приложение 2); таблица с числами от 1 до 24 (Приложение 3).

Ход урока

I. Организация учащихся к знаниям.

 Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Ну, как настроение? Готовы к уроку? Прежде, чем начать урок, отметим отсутствующих. Ну, что начнём урок?

II. Повторение и закрепление нового материала.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию является слова А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин»:

«Глаза его читали, но мысли были далеко».

Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: «Я всегда в состоянии управлять своим вниманием».

Ребята, так что же такое внимание?

Сегодня на уроке мы с вами закрепим понятие внимания, виды, свойства внимания. Урок наш пройдет в слегка необычной форме: в первой половине урока мы с вами займемся повторением изученного на прошлом уроке материала (вы будете отвечать устно, а часть группы поработает с карточками), а на второй половине мы займемся развитием вашего внимания. Итак, не будем терять время, а сразу приступим к работе.

Ребята, мы с вами знаем, что каждый автор, занимаемый проблемой внимания, дает свое определение понятию внимание. Я вам хочу предложить, прослушав определения внимания различных авторов, сформулировать свое понятия внимание, выделив и обобщив ключевые моменты в определении различных авторов.

Так, в учебнике «Общая психология» Л.А.Вайнштейна, И.А.Фурманова дается следующее определение данного понятия: внимание − направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

В учебнике М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского: внимание − сосредоточенность и направленность активности человека на что - либо, имеющее то или иное значение для него.

В учебнике Л.Д. Столяренко: внимание − это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Давайте проанализируем, что общего во всех этих понятиях? Запишем себе в тетради определение, к которому мы с вами пришли.

Теперь, ребята, я раздам карточки с практико-ориентированными заданиями по теме: «Внимание как психологический процесс» для самостоятельной работы на оценку (Приложение 2). Кто хочет поработать самостоятельно? Если нет желающих, то преподаватель сам выбирает учащихся для работы с карточками. 

А мы ребята, продолжаем с вами работать дальше.

Как вам стало известно на прошлом уроке, принято считать, что существуют три типа внимания. Кто нам назовет эти три типа внимания? На доске преподаватель вывешивает схему, на которой изображены названия трех типов внимания (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (Приложение 1). Кто нам даст характеристику этим типам внимания?

Хорошо, типы внимания мы повторили, а теперь перейдем к свойствам внимания.

Так, какие же свойства внимания вам знакомы? Хорошо!

Преподаватель вывешивает на доску схему со свойствами внимания (Приложение 1).

Кто нам охарактеризует каждое из свойств внимания и приведет примеры?

Подошло время к концу работы с карточками. Ребята, вам осталось две минуты, заканчивайте, и передавайте свои ответы вместе с карточкой на первую парту.

Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. Мы с вами дали свое определение понятию внимания, на основе анализа определений различных авторов, закрепили виды внимания, основные свойства внимания, а теперь переходим к следующему этапу нашего урока – это развитие внимания.

Прежде чем приступить к упражнениям, сядьте удобно, расслабьтесь, пару

Похожие материалы

Информация о работе