Интегративная картина сновидений. Процесс сновидения. Биохимическая регуляция сна. Энергетика сна

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Слово “шаман” пришло из Сибири, где местные практики до сих пор работают со сновидениями с помощью психоактивных грибов (мухоморы или псилоцибы), сочетая с игрой на бубне, дыхательными техниками и ритуальными плясками. Погружаясь в сноподобное состояние, шаманы общаются с “духами”, “предками”, “животными силами”, и прочими архетипами, соответствующими верованиям данной народности.

Принцип  работы феноменологический - максимально полное проживание сновидения в моменте “здесь и сейчас”. Основной акцент работы со сновидениями - их толковане: предвидение будущего, т.н. “вещие сны”.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

По Фрейду, трактовка символов сводится к двум основным мотивам (Libido et Tanatos), которые во время сновидений получают возможность своего проявления и выхода в сознание через “королевскую дорогу”.

Недавние переживания, события минувшего дня (т.н. “дневной осадок”) - сырой материал для построения  сюжета сновидения, ширма для маскировки социально неприемлемых импульсов и желаний, всплывающих во время сна в замаскированном виде, т. е. в тех самых образах и символах, какими их видит сновидящий.

Процесс переработки скрытого содержания в явное Фрейд назвал Работой Сновидения. Она осуществляется с помощью:

1.   Драматизации - превращение мыслей в образные ситуации.

2.   Сгущения - превращение связных мыслей в бессвязные. Происходит при наложении друг на друга различных составных частей. На первый план выдвигаются общие элементы, а контрастирующие детали взаимоуничтожаются, образуя смешанные лица и композиции.

3.   Смещение психических ценностей - волнующий материал превращается в нейтральный и т.п.

Кроме того, в сновидениях используются все механизмы защиты, свойственные человеку в состоянии бодрствования.

Психоанализ, в отличие от искусства толкования сновидений в древности, не сосредотачивается на предвидении будущего, а стремиться раскрыть прошлое с целью более глубокого понимания проблем настоящего.

Истинный же, скрытый смысл сновидения выявляется с помощью свободных ассоциаций. Во время сеанса  сновидение разлагается на составные части,  и ряд свободных ассоциаций строится от каждого из них.

Т.о. сновидение - клапан выхода примитивных аффектов. Этот односторонний, упрощенный подход не раз подвергался справедливой критике.

    КАК РАБОТАТЬ СО СНОВИДЕНИЯМИ

      Сон являет собой измененное состояние сознание, и удобнее всего его рассматривать наряду с прочими измененными состояниями сознания, такими как транс, психоделические состояния. Общее в них то, что внимание субъекта направлено внутрь: аутизирована сенсорная сфера, поступающие извне раздражители анализируются минимально – словом, созданы все условия для внутреннего экспириенса, опыта холотропной реальности.

      Здесь нам предоставлена уникальная возможность быстрой и эффективной интеграции психического материала. В этом состоянии, как верно подметил Ф.Перлз, многие элементы сновидения  - всего лишь спроецированные фрагменты личности. В этом случае мы имеем дело с Индивидуальным Уровнем Сновидения. В большинстве случаев – это элементы быта, “дневной осадок”, по Фрейду. При более высокой интегрированности личности в сновидении появляются элементы коллективного бессознательного, имеющего свой язык – символической. Границы понятия "я" на этом уровне становятся размытыми, вы можете заметить, как легко в состоянии сновидения переходить из одного образа "я" в другой и даже ощущать себя одновременно "я" - сновидцем и "я" - персонажем в контексте сновидения. В этом случае мы имеем дело с Трансперсональным Уровнем Сновидения. Предания и легенды различных этносов – азбука коллективного бессознательного.

Welcome to Via Regia!

Литература:

2.   А. М. Вейн “Нарушения сна и бодрствования”,  Москва, 1974г

3.   В. Н. Касаткин “Теория сновидений”

4.   Н. П. Таранова “Влияние депривации сна на ПОЛ синаптосом  коры головного мозга крыс”

(мат. 5 Всесоюзного биохимического съезда, том 3)

5.   Монография “Бессознательное: природа, функции, методы исследования”, том 2 “Сон. Клиника. Творчество” (ред. А. С. Прангишвили и проч.)

6.   С. Криппнер, Д. Диллард “Сновидения и творческий подход к решению проблемы”, 1994

7.   К. Кастанеда “Искусство сновидения”

8.   К. Г. Юнг “Душа и символ”

9.   Н. Ф. Калинина, И.Г. Тимощук “Основы юнгианского анализа сновидений”, изд. “Рефл-бук”, “Ваклер”, 1996г.

10.  С. Гроф “Космическая игра”, “За пределами мозга”.

11.  К. Каплан и Сэдок “Клиническая психиатрия”

12.  

13.

14.  

15.  В. Козлов, Ю. Бубеев “Измененные состояния сознания: психология и физиология”

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психоанализ
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
225 Kb
Скачали:
0