Место психологии среди других отраслей психологического знания. Психология и технический процесс. Разные подходы к определению структуры педагогической психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина, изложенные в книге «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859).

Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших и т.д.

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клинистов.

Т.о., современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу.

Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и др., являются вместе с тем разделам естествознания и медицины.

Психология и технический процесс. В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все в большей степени приобретает значение учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении; в психических свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакций и т.п.

Психология и педагогика.Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесторонне воспитать человека, отмечал Ушинский, его надо всесторонне изучить.

Педология – течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже 19-20 В.В. и обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатели педологии – С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Кирпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др.

Содержание педологии составила совокупность психологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка.

В России педология получила широкое распространение еще в дооктябрьский период (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

В 1936 году педология была объявлена лженаукой и прекратила свое существование.

В настоящее время психологи формулируют задачи, которые стоят перед психологической наукой и от решения которых зависит успешность осуществления важнейших педагогических проблем.

Первая задача: предполагает такое построение психологического исследования, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося, сколько опережает устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для неё новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.

Вторая задача: (вытекает из первой) и обусловлена содержанием современного образования.

Необходимо формировать качества мышления, которые бы позволили учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

2.  предмет и задачи педагогической психологии            

Педагогическая психология (ПY)-отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. Существуют различные трактовки предмета: ПY представляют пограничной областью знания между Y и педагогикой, а с др. стороны- это с точки зрения Гальперна (теория  поэтапного формирования умственных действий), предметом ПY явл. процесс учения, который включает в себя его структуры характеристики, закономерности протекания, возрастные  и индивидуальные особенности учащегося, условия, дающие наибольший эф. развития.

Объектом педагогической деятельности является процесс учения и воспитания. Предметом выступает ариентировачная часть деятельности учащегося. Петровский предлагал в качестве предмета ПY рассматривать изучение психологических закономерностей обучения, воспитания. В связи со сложностью образовательного процесса существует тенденция подчеркивать многоплановость, которая заключается в том, что с помощью факторов, механизмов и закономерностей основания социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организованной и управляемой педагогом. Клюева предлагает в качестве предмета ПY рассмотреть механизмы

Похожие материалы

Информация о работе