Виртуальная психология детства. Развитие как совершенствование. "Универсальность" языка взрослых

Страницы работы

Фрагмент текста работы

волю  другому  человеку, как например, гимнастки в  13  лет  уже становящиеся  чемпионками мира, т.е. занявшись  большим  спортом задолго до возникновения реальности сознания: в 5-6 лет. Есть  и еще  один  способ  достичь сверхцели.  В  одном  из  направлений буддизма  есть  традиция  поклонения живой  богине.  В  качестве богини выбирают семилетнюю девочку: помещают в храм, молятся  на нею,  приносят  ей  жертвы и т.п. Но как  бывает  в  большинстве случаев  с  юными  чемпионками мира, так и с  богиней  случается трагедия.  Дело в том, что ее выбирают богиней на 10 лет.  Когда девушке исполняется 17 лет ее просят "покинуть помещение" и  уже абсолютно не обращают на нее никакого внимания. Это переживается очень  тяжело,  поскольку  у человека не  отработана  реальность сознания   (не  полностью  человек  овладел  ею),  не   возникла реальность личности, поскольку не было в этом необходимости,  не возникли  по той же причине элементы реальности воли. Человек  в

17  лет  оказался  психически на уровне  семилетнего  ребенка  с представлением  о  себе  как о богине. Это  очень  показательный случай сверхразвития сразу нескольких реальностей.

Собь человека

В  современной психологии понятие "Я" очень неопределенно.

Не пытаясь дать ему строгое определение, отметим лишь то, что  в разные  возрастные периоды содержание понятия Я разное  и  лучше говорить  не о Я, поскольку Я ассоциируется с понятием личности, а  о соби человека. Тогда можно сказать, что в первые три года у ребенка нет соби, она еще только возникает, он еще биологическое существо,   на  уровне  реальности  телесности  собью   человека является  телесность, т.е. человек ощущает  себя  как  отдельное тело, свою выделенность из всех других живых и неживых предметов

(но  не  других человеков), на уровне реальности сознания  собью человека  является сознание, т.е. человек ощущает себя отдельным человеком, свою отдельность от всех других человеков, на  уровне реальности  личности  собью  сознания  является  личность,  т.е.

человек  переживает себя как уникальность, на уровне  реальности воли  собью  человека является воля, т.е. человек  ощущает  себя взрослым,   самостоятельным  человеком,  на  уровне   реальности внешнего   человека  собью  человека  является   трансцендентные ценности,  т.е.  человек  ощущает себя  в  своей  целостности  в отнесенности к сверхиндивидуальным ценностям (реальностям).

Термин  "собь",  на  наш взгляд, очень  удачно  обозначает способ   самоиндивидуации   человека.   Приведем   справку    из этимологического словаря М.Фасмера (1987).

Собственный  - производное от др.-русск., цслав.  собьство

"свойство", своеобразие, сущность", собие "существо", собина

"собственность,   имущество",   собственность,    особа,    собь

"собственность,  сущность",  собити "присваивать,  приобретать".

Образовано от др.-русск. собе.

Особа - ст.-слав. особь, др.-русск. особе. Из о-себе или осебе,   особа   -  особенный;  руск.-цслав.  собь  "своеобразие, особенность,  свойство,  собъство "особенность";  др.инд.  sabha

"собрание сельской общины".

Собъство  -  цслав. свобство, праслав.  sveboda,  свобода, слобода (свободное поселение) где svobь от свой.

"Нормальная европейская культура"

Выше  мы  описали  нормализованный  генезис  человека,  но реальный  путь  может  иметь совсем другую  траекторию.  Человек может  остановиться в своем развитии на любой стадии, вплоть  до первой,   уровня  телесности;  развитие  человека   может   идти неравномерно во временном отношении (одни стадии быстрее, другие

- медленнее); человек может задерживаться на той или иной стадии и т.д.

Как известно, европейская культура выросла на базе античной философии. Для античной философии базовым представлением о бытии было  разделение  его  надве противостоящие  друг  другу  части:

умственное  -  телесное. Третьего, т.е. более высокой,  духовной реальности   там   не  было.  Даже  боги  укладывались   в   это дихотомическое явление, относясь к уровню умственнопостигаемого.

Европейская  культура  переняла  это  дихотомическое  разделение бытия,  и  из этого получилось, что высшим уровнем существования человека  является  его ум, его сознание, т.е.  тот  тип  бытия, который  характерен для десятилетнего ребенка, и высшим  идеалом для  европейской  культуры является проявление  личносто-волевых качеств   человека,   т.е.  тот  тип  бытия  человека,   который характерен для 25-летнего человека. Недаром Европа, в том  числе и   Россия,   восторгается  Наполеоном,   Цезарем,   Александром

Македонским   и  учится  на  трудах  Платона  и  Аристотеля,   и совершенно   игнорирует,   например,   св.Василия   Великого   оригинального  философа  и  человека  по  социальной  значимости намного   превосходящего  всех  великих  полководцев,  поскольку именно  благодаря политической деятельности св.Василия  Великого была  создана  и  существует  уже 1,5  тысячи  лет  православная культура.   Одно  время  Св.Василий  Великий  был   единственным последовательным православным еписком во всей Византии

Похожие материалы

Информация о работе