Тепловой и динамический расчет восьмицилиндрового двигателя типа Д49. Расчет давления наддува дизеля

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1 ТЕПЛОВОЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ВОСЬМИЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТИПА Д49

1.1 Исходные данные для расчета

Исходные данные приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Исходные данные

Параметр, размерность

Обозначение

Величина

Эффективная мощность дизеля 3А-6Д49

Nе

1470

Номинальная частота вращения коленвала, об/мин

nд

750

Тактность дизеля

t

4

Диаметр цилиндра, м

Dц

0,26

Ход поршня, м

S

0,26

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна

l

1/3,25

Максимальное давление сгорания, МПа

pz

14

Степень сжатия дизеля

e

12,5

Механический коэффициент полезного действия

hм

0,91

Коэффициент избытка воздуха

a

2,07

Коэффициент продувки

jв

1,05

Коэффициент остаточных газов

g

0,03

Коэффициент эффективного выделения теплоты

x

0,83

Средний показатель политропы сжатия

n1

1,38

Средний показатель политропы расширения

n2

1,26

Показатель адиабаты сжатия

к

1,4

Показатель адиабаты расширения отработавших газов

кг

1,34

Низшая теплота сгорания дизельного топлива, кДж/кг

Hu

42500

Давление атмосферного воздуха, МПа

р0

0,102

Температура окружающего воздуха, К

T0

293


1.2 Расчет давления наддува дизеля

Требуемое давление наддувочного воздуха, МПа, определяется по параметрам заменяемого дизеля

                                                                                             (1.1)

где рsзам – давление наддува заменяемого дизеля, МПа; рsзам = 0,28 МПа;

nд зам – номинальная частота вращения коленвала, об/мин;

nдзам = 1000 об/мин;

Для достижения необходимой мощности дизеля принимается давление наддува равное ps=0,40 МПа.

1.3 Выбор схемы воздухоснабжения дизеля

Рассчитанное давление наддува может быть обеспечено при применении одноступенчатой схемы воздухоснабжения дизеля. Сжатие воздуха производится одной ступенью в центробежном компрессоре, приводимом от газовой турбины. Так как рассчитанное давление наддува более 0,15 МПа, то целесообразно применение охлаждения наддувочного воздуха в водовоздушном охладителе.

Схема воздухоснабжения представлена на рисунке 1.1.

 


3

 
                                                       

Тw

 
 


Рисунок 1.1 – Схема воздухоснабжения дизеля 3А-6Д49

Степень повышения давления,

                                                      (1.2)

где  – давление атмосферного воздуха, МПа;

Температура воздуха на выходе из компрессора, К

      ;                                                (1.3)

где hк – коэффициент полезного действия центробежного компрессора;

hк=0,75 [*];

Температура воздуха после охладителя, К

                                          ТS = T1 – hx(T1Tw);                                          (1.4)

где hх – коэффициент эффективности охладителя; hх = 0,83 [*];

Тw – температура теплоносителя, охлаждающего наддувочный воздух, К;        

Тw = 328 К  [*];

ТS = 479,6 – 0,75 · (479,6 – 328) = 353,8 K.

1.4 Определение параметров рабочего процесса дизеля и построение

индикаторной диаграммы

Целью расчета является определение давлений и температур рабочего тела в цилиндре в характерных точках индикаторной диаграммы, представленной на рисунке 1.2.

b

 

a

 

ps, pТ

 

Vc

 

Vh

 

V

 

pz

 

p0

 

p

 

r

 

c

 

z

 

z¢

 

 


Рисунок 1.2 – Расчётная индикаторная диаграмма.

1.4.1 Расчет процесса наполнения цилиндра

Рабочий объем цилиндра, м3

                                                                                                      (1.5)

Объем камеры сжатия, м3

                                                                                                     (1.6)

Максимальный объем цилиндра, м3

(1.7)

 

Давление в начале сжатия, МПа

                                            (1.8)

Температура рабочего тела в начале сжатия, К

                                                                                    (1.9)

где DТ – суммарное повышение температуры воздуха в период наполне-ния, К; DТ = 10 К [*];

Коэффициент наполнения цилиндра,

                                                                               (1.10)

1.4.2 Расчет процесса сжатия и горения

Давление, МПа, и температура, К, в конце сжатия

рc= paen1,                                                     (1.11)

                                                  Tc =Таen11,                                                  (1.12)

рc = 0,384 × 12,51,38 = 12,53 МПа,

Тс = 376,5 × 12,51,38–1 = 983,0 К.

Химический коэффициент молекулярного изменения

                                                                           (1.13)   где L0 – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг          топлива, кмоль/кг; L0 = 0,5 кмоль/кг;

Н, О – массовые доли водорода и кислорода в топливе; Н = 0,135;

О = 0,005;

Действительный коэффициент молекулярного изменения

                                                    (1.14)                   

Степень повышения давления в цилиндре

                                                                                                   (1.15)

Температура рабочего тела, К, в точке z индикаторной диаграммы определяется из уравнения сгорания.

     (1.16)

где mгСpmz – средняя молярная теплоемкость при постоянном давлении для продуктов сгорания, кДж/(кмоль×К);

mCvmc – псредняя молярная теплоемкость при постоянном объеме для          воздуха, кДж/(кмоль×К);

tz, tc – максимальная температура сгорания и сжатия соответственно, С°.

Значения теплоемкостей определяются по следующим формулам

Для воздуха и двухатомных газов

                                  mCvmc = 20,93 + 2,093×10-3tc;                                      (1.17)

Для продуктов сгорания жидкого топлива

                       (1.18)

mCvmc = 20,93 + 2,093×10-3 × 710 = 22,416   кДж/(кмоль×К),

Необходимо определить максимальную температуру сгорания топлива tz. Для этого подставляются в уравнение (1.16) выражения (1.17) и (1.18). После проведения некоторых преобразований получается уравнение

Одним из корней этого уравнения является отрицательное число, что не имеет физического смысла, а второй корень равен tz =1572,5 °С,

Tz =1572,5 + 273 = 1845,5 К.

Степень предварительного расширения

                                                                                                     (1.19)

Объем в точке zиндикаторной диаграммы , м3

                                                  Vz= rVc,                                                   (1.20)

Vz= 1,734 × 1,2 × 10-3 = 2,08 × 10-3  м3.

1.4.3 Расчет процесса расширения

Давление рb, МПа, и температура Тb, К, в конце расширения

                                                                                              (1.21)

                                                  (1.22)

где d  – степень последующего расширения в цилиндре;

                                                     (1.23)

 

1.4.4 Определение расчетного среднего индикаторного давления

Расчетное среднее индикаторное давление, МПа

             (1.24)

Среднее индикаторное давление действительного цикла pi МПа, меньше расчетного pip вследствие наличия скруглений в точках с, z¢, z индикаторной диаграммы и в конце расширения, поэтому

pi = jп pip;                                                    (1.25)

где jп – коэффициент полноты индикаторной диаграммы четырехтактного                                                                  и                        дизеля; jп = 0,98 [*];

pi = 0,98 × 2,385= 2,338 МПа.

Индикаторная мощность дизеля, кВт

                                                                                                      (1.26)

Индикаторный коэффициент полезного действия

                                                                                   (1.27)

Удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВт×ч)

                                                                                                   (1.28)

1.4.5 Расчет эффективных показателей работы двигателя

К эффективным показателям работы двигателя относятся: эффективная мощность Ne, кВт; эффективный коэффициент полезного действия дизеля he; удельный эффективный расход топлива be, кг/(кВт×ч), которые рассчитываются по формулам:

                                                  Ne = Ni hм,                                                   (1.29)

                                                  he = hi hм,                                                   (1.30)

                                                                                                     (1.31)

Ne = 1613,4 × 0,91 = 1468,2  кВт,

he =0,440 × 0,91 = 0,40,

Часовой расход топлива дизелем, кг/ч

                                                 Вч =beNe,                                                   (1.32)

Вч = 0,212 × 1468,2 = 310,8  кг/ч.

Суммарный секундный расход воздуха дизелем, кг/с

                                                                                  (1.33)

где L¢0 – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг          топлива, кг/кг; L¢0  = 14,5 кг/кг;

Расход воздуха, определяющий заряд цилиндра будет ниже суммарного расхода, так как часть воздуха  расходуется на продувку цилиндров

                                                  (1.34)

Секундный расход отработавших газов, кг/с

                                          (1.35)

1.4.6 Определение мощности агрегатов наддува

Мощность, потребляемая компрессором, кВт

                                                    (1.36)

где R – универсальная газовая постоянная, кДж/(кг×К); R = 287 кДж/(кг×К);

Температура смеси Тсм, К, выпускных газов с наддувочным воздухом определятся из уравнения баланса теплоты

GbTсм mCpсм = (GbS - Gb)Тs mCps + GгTb mCpb.                       (1.37)

Приравняв mCpb = mCpсм, получим

                               (1.38)

где mCpсм, mCpsmCpb – средние  молярные  теплоемкости  смеси,  воздуха в ресивере и газов в точке “b” индикаторной  диграммы; mCps,mCpb определяются по формулам (1.16) и                                        (                                                 (1.17) для ts и tb;

mCрs = 20,93 + 2,093 · 10 –3 · 80,8 =21,10  кДж/(кмоль×К),

Температура рабочего тела перед турбиной, К, с учетом теплоты

Похожие материалы

Информация о работе