Анализ принципиальной схемы оценки работоспособности механической системы стальной вал / полимерный подшипник скольжения по критериям ИУП, страница 2

- магистральная трещина недопустимой длины или площади;

- разрушение (разделение на части) элементов и др.

При прямом эффекте предельное состояние достигается преимущественным развитием магистральной усталостной трещины (объемное разрушение), тогда как процессы изнашивания оказываются сопутствующими. Характеристика , являющаяся пределом выносливости вала с учетом влияния процессов трения и изнашивания при действии контактного давления р, количественно описывает прямой эффект.

Изучить прямой эффект экспериментально можно двумя методами. Метод комплексных испытаний состоит в том, что процессы трения, изнашивания и (механической) усталости одновременно, в совокупности, в течение всего времени испытаний. При этом изучают влияние условий процесса трения на изменение характеристик сопротивления усталости одного из элементов системы. Метод последовательных испытаний состоит из двух этапов и заключается в том, что на первом этапе производят испытания на трение и изнашивание при заданных условиях контактного взаимодействия элементов узла трения в течение установленного времени, а на втором этапе один из элементов узла подвергают усталостным испытаниям, определяя его характеристики сопротивления усталости.

Влияние процессов трения и изнашивания на изменение характеристик сопротивления механической усталости можно охарактеризовать коэффициентом прямого эффекта:

КD =

По существу, коэффициент КD является прочностной характеристикой.


Вопрос №3

Когда Вы изучили основные закономерности прямого и обратного эффектов, стало ли Вам понятнее, что такое трибофатика? В чем ее отличие от трибологии, механики усталостного разрушения, других дисциплин, изучающих проблемы прочности, проблемы поверхностного и объемного разрушения (сопротивление материалов, детали машин, строительная механика)?

Трибофатика – наука об износоусталостных повреждениях и разрушениях и разрушении силовых систем машин и оборудования. В отличие от трибофатики в трибологии объединены теории трения, изнашивания и смазки. Механика усталостного разрушения объединяет такие понятия, как динамика, прочность и устойчивость.

В таблице дан сравнительный анализ методов исследования и расчетов объектов, изучаемых в трибологии, механике усталостного разрушения и трибофатике.

Таблица 1 – Сравнительный анализ методов исследования и расчетов

Дисциплина

Объект для изучения

Основные методы исследования

Масштаб

повреждения

экспериментальные

теоретические

Т

(трибология)

Пара трения

Испытания

на трение

Механика контактного взаимодействия

Поверхностное повреждение (износ, питтинг и др.)

F

(механика усталостного разрушения)

Элемент конструкции

Испытания

на усталость

Механика деформирования и разрушения

Объемное (усталостное) разрушение

TF

(трибофатика)

Силовая система

Износоусталостные испытания

Механика износоусталостного повреждения

Комплексное поверхностное повреждение и объемное разрушение

Термин трибофатика произошел от двух слов (понятий), которые совершенно равноправны: tribos – (греч.) трение, что символизирует современную трибологию, в том числе и трибологическую надежность; fatigue – (фр.) усталость, что символизирует современную механику усталостного разрушения, в том числе и прочностную надежность.

В трибофатике развивается нетрадиционный подход к анализу контактных задач, а также механики деформирования и разрушения.


Вопрос №4

Как определяют параметр термической активации усталостного повреждения (mT). Каков его смысл?

Параметр mT термической активации усталостного повреждения определяют по температурной зависимости пределов выносливости, которая в двойных логарифмических координатах оказывается (для ограниченного диапазона повышенных рабочих температур) прямой линией (рисунок 3).


ctg αT =  mT

89

Рисунок 3 –  к определению параметра mT  термической активации усталостного разрушения.

В таблице 2 приведены численные значения этого параметра для типичных классов материалов. По существу, параметр mT,подобно параметру mV, количественно характеризует такое увеличение температуры, которое приводит к снижению логарифма предела выносливости на единицу. Чем больше параметр mT  (или чем меньше угол αТ), тем выше сопротивление материала термодинамическим нагрузкам.

Таблица 2 – значения параметра mT  для различных классов материалов.

Материалы

mT

Конструкционные стали

0,82…2,60

Жаропрочные стали

2,09…4,65

Никелевые сплавы

3,00…5,47

Деформируемые алюминиевые сплавы

1,99…3,31