Теория производства фирмы. Хозяйствование и предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 Тема 9. Теория производства фирмы

9.1 Хозяйствование и предпринимательство

Понятие «хозяйствование» выражает систему отношений по поводу организации производственной деятельности, способствующей достижению определённых целей. Хозяйствующий субъект – это носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и продажу продукции с целью реализации своих экономических интересов. Субъектами хозяйствования являются индивид (семья), группа индивидов (ассоциация), государство.

Для хозяйствования характерно множество форм его реализации, обусловленные многообразием форм собственности. Особым типом хозяйствования выступает предпринимательство. Это инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения экономических проблем. Субъектами предпринимательства могут выступать отдельные индивиды (семьи), ассоциации различного рода. Предпринимательство может рассматриваться как тип экономического мышления и метод хозяйствования. Как хозяйствования предпринимательство характеризуется следующими признаками:

1)  Экономической свободой хозяйствующего субъекта. Это свобода выбора вида деятельности, вида производимых товаров и услуг и т.д.;

2)  Материальной ответственностью за принимаемые решения (вплоть до банкротство);

3)  Ориентацией на коммерческий успех. Стремление к получению максимальной прибыли;

4)  Новаторство, творческим поиском (побуждает конкуренция).

Различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную. Первая модель отличается тем, что максимальную отдачу предприниматель надеется получить от собственных ресурсов, вторая – от собственных и от внешних ресурсов.

Существуют следующие типы предпринимательской деятельности: арбитраж – получение прибыли путём приобретение товара на одном рынке по одной цене и реализация его на другом рынке по более высокой цене. Другой тип – маркетинг – ориентация хозяйственной деятельности на выявление запросов конкретного потребителя (изучение конъюнктуры рынка, спроса).

Различают следующие организационно-правовые формы предпринимательства:

1)  Единоличное владение – владельцем предприятия является одно лицо или одна семья, получающие весь доход и несущие полную ответственность за принимаемые экономические решения. Достоинства: простота организации, полная самостоятельность хозяйствующего субъекта. Трудности: привлечение значительных дополнительных капиталов для расширения предприятия; неопределенность сроков деятельности (смерть владельца, банкротство); неограниченная ответственность за долги; недостаток специализированного менеджмента;

2)  Партнёрство (товарищество) – объединение двух или более индивидуальных предпринимателей как совладельцев бизнеса в целях получения прибыли. Функционирует на основании действующего соглашения устного или письменного, которое включает следующие моменты: полномочия каждого партнёра; способ распределения прибыли и покрытия убытков; сумма инвестируемых каждым партнёром средств; продолжительность соглашения и т.д. Существует несколько видов партнёрств:

2.1) партнёрство с неограниченной ответственностью – партнёры отвечают всем своим движимым и недвижимым имуществом на основе паевой и солидарной ответственности. Солидарная – значит, претензии кредитор может предъявить к любому из партнёров. Распределение прибыли или убытков осуществляется здесь пропорционально вкладу (паю) в совокупном капитале.

2.2) партнёрство с ограниченной ответственностью – ответственность членов партнёрства ограничена их вкладом (паем) в общий капитал. Здесь каждый участник рискует лишь той долей имущества, которая передана им партнёру.

2.3) смешанное (коммандитное) партнёрство – здесь наряду с членами партнёрства, отвечающими по обязательствам всем своим имуществом, имеются такие, ответственность которых ограничена их паем. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы тех, кто заинтересован в выгодном размещении свободных денежных средств.

Достоинства партнёрства в том, что оно мощнее единоличного владения в финансовом отношении и можно использовать квалифицированный менеджмент. Недостатки неограниченная материальная ответственность, возможная несовместимость партнёров, разорение вследствие просчётов одного из партнёров.

3)  следующая форма предпринимательства – корпорация (акционерное общество) – уставное общество с правом юридического лица, создаваемое в разрешительном порядке и обладающее основным капиталом, разделённым на определённое число долей, представленными акциями. Акционерами могут быть и юридические и физические лица. Корпорации бывают двух видов:

3.1) открытые;

3.2) закрытые.

Акции открытых обществ распространяются путём свободной продажи

Похожие материалы

Информация о работе