Федор Иванович Энрольд. Очерк жизни и деятельности, страница 3

Ознакомившись с результатами работы комиссии, Александр II дал следующее предписание полковнику А. Е. Струве: «Окончательную разработку проекта произвести по указаниям и под наблюдением той же комиссии, в которой участвовали от МПС инженеры Краснопольский и Энрольд под председательством градоначальника».

Ранее, еще 6 декабря 1874 г. Градоначальник Санкт-Петербурга докладывал Александру II: «Инженер путей сообщения Энрольд деятельно трудился по рассмотрению и подробной разработке проекта нового Литейного моста через реку Неву. Благодаря принятому им в сем деле участию ныне оно получило уже совершенное окончание тем, что представляется возможным приступить к самой постройке моста. Он проверил все основные чертежи и вычисления, - словом ему по справедливости принадлежит честь приведения к концу столь давно ожидаемого решения вопроса об устройстве постоянного Литейного моста через Неву».

Свой богатый опыт мостостроителя и свои общирные теоретические познания профессор Федор Иванович Энрольд передавал ученикам – воспитанникам Института инженеров путей сообщения. Среди учеников Федора Ивановича были продолжатели его дела, известные инженеры и ученые Н. А. Белелюбский и Л. Ф. Николаи. Последний из них, Л. Ф. Николаи начинал свою преподавательскую работу под непосредственным руководством профессора Ф. И. Энрольда и стал его преемником по кафедре мостов.

Очень плодотворными и полезными были исследование Ф. И. Энрольда, связанные с разработкой метода расчета рельсов на изгиб, как неразрезной балки, а также подготовкой первых отечественных типов железных и стальных рельсов. Результаты исследований по теореттическому обоснованию типов рельсов были опубликованы им в 1874 г.  в работе «Нормальные типы рельсов».

Русские и советские ученые-путейцы высоко оценивали заслуги Ф. И. Энрольда в области пути и мостового дела. Так, профессор С. Д. Карейша в 1901 г. в исторических очерках о развитии железных дорог среди и русских инженеров, которые много поработали по рельсовому делу и по верхнему строению пути, отмечал Ф. И. Энрольда. А профессор Н. Б. Богуславский в числе выдающихся инженеров, принимающих участие в разработке теоретических вопросов по деталям мостовых сооружений называл Ф. И. Энрольда и Л. Ф. Николаи.

Профессора Г. М. Шахунянц и О П. Ершков писали в 1953 г. : «Основываясь на исследованиях русской инженерной школы, русский специалист Энрольд в 1873 году, раньше немецкого ученого Винклера вывел формулу наибольшего изгибающего рельс момента. Впоследствии формула Энрольда получила широкое распространение как на наших железных дорогах, так и за границей».

Профессор М. Ф. Вериго в 1968 году, рассматривая основные этапы развития исследований в области взаимодействия пути и подвижного состава в СССР, отмечал, что формула Ф. И. Энрольда для расчета рельсов на изгибную прочность «была использована в расчетах рельсов казеных железных дорог и в последующем применялась в США».

Профессор С. П. Першин в 1978 году в книге «Развитие строительно-путейского дел на отечественных железных дорогах», писал, что  «в России раньше, чем во многих других странах поняли важность установления для всей сети характеристик рельсов... Непосредственным исполнителем этой работы был инженер Ф. И. Энрольд». Необходимо отметить, что в США стандартные типы рельсов были разработаны лишь в 1893 году.

Напряженную учебную и исследовательскую работу Ф. И. Энрольд сочетал с активной инженерной и общественной деятельностью. В 1860 году он разработал проект водоснабжения города Одессы по 30-верстному чугунному трубопроводу из реки Днестр. В 1872 г. Федор Иванович назначается членом комиссии по разработке проекта Петербургского порта. 19 августа 1974 г. приказом по Министерству путей сооющения он становится председателем Временного управления по устройству Санкт-Петербургского морского канала. Много труда и энергии вложил Ф. И. Энрольд в это грандиозное предприятие и только смерть помешала ему довести его дело до конца.

В 1870 г. по указанию Министерства путей сообщения Ф. И. Энрольд совместно с профессорами В. П. Соболевским, Л. А. Ераковым, Н. М. Соколовым и др. разработал Положение, первые учебные планы и программы железнодорожных технических училищ по подготовке квалифицированных рабочих.

В течение ряда лет Ф. И. Энрольд плодотворно сотрудничал в Техническо-инспекторском комитете Министерства путей сообщения, а также в Комиссии по устройству Мариинской водной системы.

В июне 1875 г. Ф. И. Энрольд назначается «директором от правительства» в Правление общества Закавказской железной дороги. Вокруг вариантов прокладки трассы железнодорожной линии Владикавказ-Тифлис через Квинамтский и Магский перевалы шли горячие споры. Изучив все материалы изысканий и сделав их глубокий критический разбор, Ф. И. Энрольд в докладной записке директору Департамента железных дорог Д. И. Журавскому доказал, что все приемущества находятся на стороне Магского перевала.

Преподавательская деятельность профессора Ф. И. Энрольда не замыкалась в стенах родного института. В период с 1861 по 1870 г. г. он читал лекции по прикладной механике и строительному искусству в Технологическом институте. В Строительном училище в 1860-69 г. г. он вел  составление проектов строительных машин, а в 1865-70 г. г. читал лекции по строительному искусству и прикладной механике.

Точную характеристику ученому дал в своих воспоминаниях его ученик, известный инженер А. В. Дурново: «Замечательно даровитый человек, развивший свои обширные способности по окончании институтского курса еще более, симпатичнейший, добрейший из добрых, он не имел к тому или другому учащемуся ни особых симпатий, ни антипатий, ко всем был неизменно доброжелателен, радуясь хорошо работающим и помогая тем, кто в нем нуждался. Федор Иванович Энрольд – общий всех нас любимец».