Условия работы сборочной единицы на электровозе. Тяговый электродвигатель пульсирующего тока НБ-418К6. Поперечный разрез тягового двигателя НБ-418К6

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1 УСЛОВИЯ РАБОТЫ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

Тяговый электродвигатель пульсирующего тока НБ-418К6 предназначен для преобразования электрической энергии, получаемой из контактной сети, в механическую, передаваемую с вала двигателя на колесную пару электровоза. Технические данные электродвигателя НБ-418К6 следующие:

- мощность, кВт……………………………………………………………790/740

- напряжение на коллекторе, В……………………………………...……950/950

- ток якоря, А…………………………………………………………........880/820

- частота вращения якоря, об/мин…………………………………….......890/915

- ток возбуждения, А……………………………………………………....845/785

- частота тока в якоре, Гц…………………………………………...….44,5/45,75

- количество вентилирующего воздуха, м3/мин, не менее………………..…105

- момент на валу, Н·м……………………………………………….…..8486/7730

- к.п.д., %...................................................................................................94,45/94,8

- класс изоляции по нагревостойкости:

катушек главных и добавочных полюсов……………………………….....H

якоря и компенсационной обмотки………………………………………...F

- сопротивление при 20 оС, Ом:

цепи всех катушек главных полюсов (без шунта)………………...…0,0079

цепи всех катушек добавочных полюсов и компенсационной обмотки………………………………………………………………....0,0119

обмотки якоря………………………………………………………..….0,011

- масса, кг:

двигателя (без зубчатой передачи)……...………………………………4350

остова в сборе………………………………………………………….…2350

якоря……………………………………………………………...……….1344

траверсы в сборе…………………………………………………………....77

- ток в проводнике обмотки якоря, А…………………………………….....146,6

- плотность тока в проводнике, А/мм2……………………………..…………6,31

- окружная скорость якоря, м/с………………………………………….30,7/70,4

Примечание. В числителе приведены значения, соответствующие часовому режиму, в знаменателе – продолжительному.

Двигатель НБ-418К6 выполнен для опорно-осевого подвешивания и представляет собой шестиполюсную компенсированную электрическую машину пульсирующего тока с последовательным возбуждением и независимой системой вентиляции. Охлаждающий воздух поступает в тяговый двигатель со стороны коллектора через вентиляционный люк и выходит из двигателя со стороны, противоположной коллектору, вверх под кузов электровоза через специальный кожух. Тяговый двигатель состоит из остова, траверсы, якоря, подшипниковых щитов, моторно-осевых подшипников.

Тяговые электродвигатели электровоза характеризуются низкой надежностью. Отказы тяговых двигателей составляют от 30 до 40 % всех отказов электрического подвижного состава и влекут за собой тяжелые последствия: значительные простои тягового подвижного состава в аварийном состоянии и высокую стоимость восстановления.

В летний период от локомотивной бригады требуется особое внимание к машинам, так как воздух, поступающий с высокой температурой в двигатель, изменяет условия его работы. Как известно, перегрев обмоток электрических машин допускается в известных пределах и в зависимости от класса изоляции (так, допустимая температура нагрева обмотки для класса изоляции Н составляет 180 оС, для класса изоляции F 155 оС). При повышенной температуре воздуха (до +50 оС) диапазон перегрева сокращается, но умелое ведение поезда позволяет и летом водить поезда без снижения веса. Так, если после езды по участку с полной мощностью необходимо снизить нагрузку или перейти на холостой ход по условиям профиля пути, то работа двигателя на повышенных оборотах в данных условиях даст возможность быстрее охладить обмотки электрических машин, а следовательно, подготовить их к следующему, более тяжелому режиму.

1 – трубка для добавления смазки в якорный подшипник

2 – крышка коробки выводов

3 – крышка верхнего смотрового люка

4 – букса моторно-осевых подшипников

5 – вкладыши моторно-осевых подшипников

6 – вал якоря

Рисунок 1 – Тяговый двигатель НБ-418К6 (общий вид)

Существенное значение в этих условиях приобретает чистота поверхности, омываемой воздухом, электрических машин. Загрязненные изнутри и снаружи машины хуже отводят тепло, что способствует повышению температуры изоляции электрических машин. Режимы продувки и очистки поверхностей у электрических машин должны строго соблюдаться. Это на первый взгляд небольшое мероприятие влияет в известной степени на реализацию мощности электровоза.

Зимой возможность перегрева значительно уменьшается, но зато появляется опасность загустения смазки у трущихся деталей двигателя. Температура окружающей среды может доходить до –40 оС. Поэтому в моторно-осевых подшипниках тяговых электродвигателей летнюю смазку заменяют на более жидкую – зимнюю.

Динамические усилия, возникающие при прохождении колесами различных неровностей пути, могут сообщать тяговым двигателям динамические инерционные ускорения до 10 – 15 g (т.е. достигать 150 м/с2) при опорно-осевой подвеске двигателя. Особенно велики эти силы при низких температурах, когда верхнее строение пути становится более жестким, а также при больших скоростях движения.

1 – остов

2 – сердечник добавочного полюса

3 – катушка компенсационной обмотки

4 – сердечник главного полюса

5 – катушка добавочного полюса

6 – катушка главного полюса

7 – моторно-осевой подшипник

Рисунок 2 – Поперечный разрез тягового двигателя НБ-418К6

Под действием этих сил в деталях тяговых двигателей возникают ударные мгновенные напряжения, которые вызывают ослабление соединительных узлов, появление трещин и приводят к повышенному износу трущихся частей. При наличии в двигателях несбалансированных элементов возникает вибрация, дополнительно ухудшающая работу тяговых двигателей и ускоряющая появление повышенного износа элементов машин и возможных их поломок.

Помимо непосредственного воздействия на механические элементы тяговых двигателей, эти силы нарушают нормальную работу щеточного аппарата. Подпрыгивание щеток ухудшает качество щеточного контакта, приводит к усилению искрения под щетками, значительно ухудшает и без того достаточно трудные условия коммутации, способствует появлению неравномерной выработки рабочей поверхности коллектора и повышенному износу самих щеток.

Колебания напряжения на коллекторе (напряжение может отличаться от номинального значения на 10–12 %, т.е. возможно колебание напряжения в пределах 836–1064 В) могут возникать в результате изменения напряжения в контактном проводе. Значительное повышение напряжения (на 25 %, т.е. может достигать 1190 В) наблюдается также на зажимах тяговых двигателей, связанных с боксующими колесными парами.

Повышенное напряжение на коллекторе машины приводит к увеличению межламельного напряжения, что ухудшает ее коммутационную устойчивость и может вызвать появление электрических дуг между отдельными коллекторными пластинами, а при определенных условиях и образование кругового огня на коллекторе. К появлению на коллекторе искрения по потенциальным причинам может

Похожие материалы

Информация о работе