Личность и коллектив как производственное отношение, страница 6

Проблема необходимости и достаточности не может быть решена в принципе, если не использовать приведённое выше определение производственного отношения.

7  Проблема демократии

«Всякая демократия, как вообще всякая политическая надстройка,… служит, в конечном счёте, производству и определяется, в конечном счёте, производственными отношениями данного общества» ([2], т.42, с.276). То есть решение проблемы демократии невозможно без определения производственных отношений.

«Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство» ([2], т.33, с.83).

По сравнению с абсолютизмом демократическое государство несомненно есть шаг вперёд в деле подготовки пролетариата к взятию власти в свои руки с целью преобразования капиталистического общества в социалистическое.

А что делать после взятия власти? Как преобразовать институт демократии в высшую форму демократии, т.е., по словам В.И.Ленина, в отсутствие всякой демократии?

Не секрет, что гении (отдельные личности) в обществе никогда не бывали в большинстве. Поэтому в истории их участь незавидна: в лучшем случае власть имущие требовали от них отказаться от своих взглядов, в худшем — предавали смерти особо изощрённым способом, чтобы другим впредь неповадно было.

Любое разумное начало всегда в меньшинстве. Но если гений будет подчиняться большинству, то его способности никогда не будут реализованы в полной мере.

Социализм как раз характерен тем, что даёт простор любому индивиду, любой личности в деле реализации своих способностей, в том числе и гению. Причём простор даётся личности не как личности самой по себе, а личности, как участнице коллектива.

Таким образом, социалистические производственные отношения необходимо должны уравнять права отдельной личности с правом любой другой части коллектива. Если такого преобразования сделано не будет, то положение основоположников научного коммунизма о том, что коммунизм

«даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности» ([1], т.4, с.336),

останется благим пожеланием. Указанное уравнивание прав не есть благое пожелание. Этот принцип строго выводится из социалистических производственных отношений в рамках указанной теории.

Формально руководители КПСС поддерживали этот принцип в такой же мере, в которой они поддерживали марксизм, а практически он отвергался существующими несоциалистическими производственными отношениями и превращался в свою противоположность, а именно, условно говоря:

одностороннюю зависимость личности от общества (общество зависит от личности, если личность имеет высокий чиновничий ранг и не зависит от личности, если её ранг низкий) и

одностороннюю зависимость общества от личности (личность зависит от общества, если её чиновничий ранг низкий и не зависит от общества, если её ранг высокий).

Руководители нынешних коммунистических партий и движений понимают этот принцип так же, как его понимали и руководители КПСС.

Такая односторонняя зависимость личности от общества и общества от личности есть прямая противоположность социализму (коммунизму), есть питательнейшая среда для возникновения всевозможных культов и культиков с одной стороны, и апатии и безразличия рядовых рабочих, крестьян и интеллигенции к делам общества с другой стороны, чему история СССР дала огромную массу примеров.

«В классовом обществе не личность оказывается ответственной перед обществом, а общество ответственным и бесправным по отношению к личности. И этот порядок ведёт к тому, что большинство людей становится рабами, а меньшинство — господами. То есть, из свободы личности по отношению к обществу следует рабство данного общества, следовательно, и данной личности. «В буржуазном обществе, — пишут Маркс и Энгельс, —  прошлое господствует над настоящим». И это обусловлено тем, что результаты текущего живого труда распределяются пропорционально величинам прошлого, овеществлённого труда, который тем самым становится капиталом. «А в коммунистическом обществе, — продолжают авторы Манифеста, — настоящее господствует над прошлым». И это обусловлено тем, что результаты текущего живого труда распределяются обратно пропорционально величинам прошлого овеществлённого труда. В буржуазном обществе прошлый труд находится в числителе, а коммунистическом в знаменателе» (Т.Г.Зураев, «Совершенствуя производственные отношения», [3], т.1, с.272, 24.11.1977г.).

8  Проблема внедрения социалистических производственных отношений

Как я уже говорил, совокупность социалистических производственных отношений впервые теоретически определена Зураевым. Что необходимо для их внедрения? Прежде всего общественное признание, для начала хотя бы в коммунистическом движении. Теория становится производительной силой, когда она овладевает массами.

После такого признания основным условием их внедрения в производственном коллективе становится заинтересованность большинства участников коллектива и его руководителей.

Беда не в том, что руководители предприятий не хотят внедрять социалистические производственные отношения. Беда в том, что они не знают ни теоретически, ни практически что это такое.

Самым весомым аргументом в пользу высказанной точки зрения является отсутствие социалистических производственных отношений внутри коммунистических партий.

Политическая партия — это такой же производственный коллектив, как и любой другой. Поэтому внутри политической партии также можно внедрить социалистические производственные отношения. Уж кому-кому, а коммунистической партии, как говорится, сам бог велел это сделать.

К сожалению, абсолютно все коммунистические партии России организованы по буржуазному бюрократическому принципу. Доказательством этого служит раздробленность коммунистического движения. В случае, если бы коммунистические партии вдруг внутри себя организовались по социалистически, то, во-первых, они за один год превратились бы в мощнейшую единую коммунистическую партию и, во-вторых, они за этот же год выработали бы соответствующую социалистическим производственным отношениям Программу и Устав, а на следующий год — завоевали бы абсолютное большинство на выборах в Государственную Думу, которая превратилась бы в орган коммунистической партии со всеми вытекающими отсюда последствиями. И никто не смог бы воспрепятствовать этому процессу, поскольку социалистическая организация является самой эффективной.