Условия работы коленчатого вала. Неисправности коленчатого вала, их причины и способы устранения. Объем работ при ремонте коленчатого вала, страница 2

Для уменьшения веса все коренные и шатунные шейки коленчатого вала выполнены пустотелыми. 

Детали подшипниковых узлов коленчатого вала (шейки вала, рабочие вкладыши) работают в наиболее тяжелых условиях как в отношении смазки, так и воспринимаемых ими динамических нагрузок. Ремонт деталей этих узлов крайне сложен, а износ шеек коленчатого вала является одной из причин капитального ремонта дизеля.

2 НЕИСПРАВНОСТИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДИЗЕЛЯ 14Д40 И

СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Для проведения контрольных и ремонтных операций коленчатый вал  помещают на опорах. Характерные повреждения коленчатого вала: трещины в шейках вала, излом вала по шейкам и щекам, риски, забоины, изгиб, задир шеек вала, конусность, овальность. Причинами излома коленчатых валов являются: высокий уровень знакопеременных напряжений  от изгиба или крутильных колебаний вала, литейные дефекты обработки вала. Повышение уровня напряжений на изгиб в шейках и щеках вала происходит в результате образования ступенчатости смежных опор, увеличенного изгиба вала, нарушения уравновешенности вала.

Задир шеек вала происходит вследствие перекрытия отверстий для подачи смазки при провороте ослабших вкладышей подшипников коленчатого вала или выхода из строя масляного насоса и неисправности реле давления масла, которое служит для остановки дизеля с целью предотвращения задира шеек вала; попадания абразивных частиц между вкладышем и шейкой вала; запуска дизеля без предварительной прокачки масла; разжижения дизельного масла несгоревшим топливом, которое при чрезмерной подаче или подтекании форсунок стекает по стенкам цилиндровых втулок в картер дизеля; попадания охлаждающей воды в дизельное масло при нарушении герметичности уплотнения втулок цилиндров в блоке дизеля, рубашек на втулках, адаптеров, водяных переходников и выпускных коллекторов.

Изгиб вала бывает двух видов: упругий и остаточный. Упругий изгиб вала происходит под действием сил, действующих от шатунов и вала якоря тягового генератора, при неправильной укладке коленчатого вала в постелях блока и нарушении центровки валов: коленчатого и якоря генератора.

Остаточный изгиб коленчатого вала образуется в результате неправильной шлифовки коренных шеек (несоосность шеек) или релаксации остаточных внутренних напряжений, а также неправильной укладки вала при его хранении.

Зазором «на масло» называют суммарный зазор между шейкой вала и вкладышами подшипника. При отсутствии провисания шейки вала весь зазор «на масло» будет расположен между шейкой вала и верхним вкладышем. Эти зазоры измеряют щупом вдоль оси вала в вертикальной плоскости, с двух сторон.

Шейки коленчатых валов, имеющие овальность и забоины более допустимых величин, а также задиры, обрабатывают шлифовкой на специальных станках, с последующим их полированием. Шлифуют шейки до следующего градационного размера. Всего установлено семь градационных размеров. Смежные градации отличаются на 0,5 мм друг от друга.

Полируют одновременно все шейки вала на станке. На шейки вала закрепляют хомуты с войлочными подкладками, на которые наносят полирвальную пасту. Направление вращения коленчатого вала при полировании должно совпадать с рабочим направлением, в противном случае могут возникнуть задиры шеек вала при работе дизеля.

Для повышения усталостной прочности коленчатых валов галтели шеек накатывают роликами как при изготовлении валов, так и при ремонте в случае перешлифовки шеек и необходимости углубления галтели, чем срезается накатанный слой. Накатывание галтелей создает в поверхностном слое сжимающие напряжения, повышая запас прочности вала.

Перед укладкой коленчатого вала подбирают по толщине вкладыши так, чтобы опор вала не превышала установленных норм.