Комплекс операций, предназначенных для восстановления работоспособности узла или в целом электровоза. Виды физического износа деталей и узлов электровоза, страница 10

Обработанная трещина не равнопрочная основному материалу, поэтому рекомендуется для усиления ставить накладки.


16 Гальванические и химические покрытия деталей.

Назначение:

·  повышение износостойкости детали

·  декоративная защита

·  увеличение коррозионной прочности

·  восстановление номинальных размеров

Гальванические (электролитические ) покрытия получают в результате электролиза и используют при этом водные растворы солей тех металлов, из которых желают получить покрытие.

Анодом служит металл, из которого будет покрытие, а катодом явл. восстанавливаемая деталь.

Достоинство этих способов:

1.  высокая стойкость деталей против коррозии

2.  меньше расход дефицитных металлов

3.  тщательная отделка поверхности с хорошим внешним видм

Недостатки:

1.  малая скорость процесса наращивания.

В практике ремонта ТПС нашли такие способы:

Цинкование, хромирование, никелирование, меднение

Цинкование – используют, как защитное и контактное покрытие стальных деталей, а также стальных, медных, латунных и бронзовых деталей, работающих в контакте с деталями из алюминия и его сплавов. Цинкование покрытия уменьшает коррозию соединения. В качестве электролита используют кислый раствор сульфата цинка или растворы комплексной соли цинка. Кислые растворы дают эластичные и прочно связанные с металлом покрытия, но толщина неравномерная. Щелочные растворы дают более прочное покрытие и равномерное.

Хромирование – применяется для повышения износоустойчивости и как защитное декоративное покрытие. Хромовые покрытия отличаются по качеству в зависимости от режима и силы тока. Различают матовые (отличающиеся прочностью) и глянцевые (для декоративных средств). Хромовые покрытия пористые, удерживают смазку. Иногда хромирование ведут по подслою меди. Это дает лучшее сцепление для хромового или никелевого покрытия. Толщина достигает 0,0005 мм. В качестве электролита используют раствор хромового ангидрида и серной кислоты. Деталь навешивают на катод. Анодом служит свинцовая пластина. В зависимости от плотности тока, температуры получаются глянцевые, матовые, молочные покрытия.

Никелирование – применяют как декоративно-защитные покрытия для художественного оформления панели управления, эмблем и т.д. Никелевые покрытия лучше наносить на подслой меди. Для остальных деталей производят покрытие никель-медь-никель. Покрытие никелем хорошо полируется и это придает детали красивый внешний вид . Недостаток никелирования – малая твердость, плохое сопротивление и стирание. В качестве электролита применяется раствор никелевых солей и раствор щелочных металлов.

Меднение – применяется для создания подслоя при никелировании или хромировании и как защита поверхности деталей, не подлежащих упрочнению. Как самостоятельный защитный слой меднение стараются не применять, т.к. стальная деталь достаточно быстро разрушается. Электролитом служит кислый медный раствор сернистой меди и серной кислоты. Кислые растворы дают слабое сцепление, рыхлое покрытие. Цианистые позволяют получить плотные слои с мелкозернистой структурой и плотное сцепление с основным металлом. Гальванические покрытия для крупных деталей производят в ванных. Мелкие детали покрывают в специальных вращающихся барабанах.


17 Химические покрытия.

Оксидирование: сущность метода заключается в образовании на поверхности детали окисной пленки, которая изолирует деталь от внешней среды, предохраняя от разрушения. Пленка образуется при помещении детали в сильную окислительную среду или деталь помещается на аноде и производится обработка током. Разновидностью оксидирования явл. воронение и синение.

Химическое оксидирование для стальных деталей производят в расплавленных азотно-кислых солях, а также воздействием на деталь паров и газов этой соли при температуре 600-650 о С. Алюминий и его сплавы также оксидируют в растворе натриевых солей или электрохимическим методом на аноде. Процесс анодирования ведут в 5% растворе хромового ангидрида, причем анодом служит деталь, а в качестве катода – графит.