Маркетинговые исследования на ж/д транспортете. Показатели конкурентноспособности продукции. Транспорт в системе общественного производства и его экономические особенности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

6 Маркетинговые исследования на ж/д тр-те. Показатели конкурентноспособности тр-ой продукции.

Маркетинговые исследования позволяют в условиях спада производства, перевозок грузов и пассажиров ответить на вопрос: как эффективно, с высокой рентабельностью реализовать продукцию, организовать перевозочный процесс с меньшими затратами.

Современный маркетинг (деятельность на рынке) - это область экономической науки, которая занимается проблемами разработки новых товаров и технологий, планирования и выполнения производственных программ, финансовой деятельностью и сбытом. Концепцией маркетинга является, наряду с прибылью, удовлетворение потребительского спроса, т. е. маркетинг исходит из интересов покупателя, а не из усилий продавца.

Различают: микромаркетинг - решение вопросов на уровне предприятия, и макромаркетинг - реализация продукции на уровне народного хозяйства.

Маркетинг выполняет две функции: ориентация производства на удовлетворение существующих потребностей; формирование и стимулирование спроса. "Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится".

Маркетинг необходим и эффективен:

-  при наличии развитого   рынка с изобилием товаров, транспортных и других услуг, а также конкуренции;

свободе товаропроизводителя   или производителя транспортной продукции.

-  подготовленности хозяйственных руководителей и специалистов маркетологов;

-  отлаженной централизованной системе сбора информации и ее доступности;

-  наличии специализированных организаций, способных оказать помощь в осуществлении маркетинговых мероприятий.

В рыночной экономике изучение многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние транспортного рынка, должно быть исходным пунктом для принятия любого хозяйственного решения. От того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса на перевозки грузов и пассажиров, тенденции его изменения, зависит успех работы предприятий транспорта в конкурентной борьбе.

Результаты исследований рынка транспортной продукции являются основой разработки текущей и долгосрочной политики железной дороги и ее предприятий, которая определяет темпы роста и обновления транспортных услуг, перевооружения производства, потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсов.

Изучение рынка транспортной продукции включает изучение конкурентоспособности железнодорожных перевозок и спроса на грузовые и пассажирские перевозки.

Конкурентоспособность — совокупность характеристик транспортной продукции, отличающая ее от транспортной продукции предприятий транспорта конкурентов.

Спрос - это платежеспособная потребность (желание и способность людей (предприятий) покупать товары и ресурсы). В результате чего можно определить спрос на конкретные виды перевозок грузов и пассажиров на данной дороге, участке, направлении и так далее. Основными понятиями, характеризующими количественную определенность спроса, являются объем грузовых и пассажирских перевозок и емкость транспортного рынка. Объем рыночного спроса зависит от уровня производства продукции, подвижности населения в определенный период времени, на направлениях в различных регионах страны. Емкость рынка - это верхний предел, к которому стремится спрос, т. е. это максимально возможный спрос.

В настоящее время происходит медленное изменение структуры материальных потоков по некоторым грузам, направлениям и видам транспорта.

Возрастает роль транспортного маркетинга в изучении потребительского спроса и других транспортных услуг. Такое изучение должно быть систематическим и плановым на основе обследования экономики регионов тяготения к железным дорогам.

Одной из задач транспортных услуг является .сегментация, т. е. определение доли железнодорожного транспорта на этом рынке, которая позволяет осуществлять перевозки, отвечающие запросам и эффективно воздействовать на клиентов.

Критерии сегментации объединены в три группы:

-  по типам потребителей: административно-территориальный, отраслевой, размерный, статусный (государственные, акционерные, частные, кооперативные и совместные предприятия);технологический (непрерывное или сезонное производство); поведенческий (постоянный или случайный контакт с железной дорогой);

-  видам продукции и типам ее потребления: род груза с учетом потребительских свойств и взаимозаменяемости их по  видам  и способам транспортных  услуг  (повагонные, маршрутные, контейнерные, пакетные, рефрижераторные); качество удовлетворения потребностей в перевозках (обслуживание, регулярность и скорость доставки, сохранность грузов, безопасность перевозок);

-  основным конкурентам - конкурирующие виды транспорта, оказывающие подобные услуги.

Для проведения экономического обследования районов тяготения к железной дороге, с целью определения потребительского спроса ' на перевозки грузов, производится изучение экономики и инфраструктуры региона, сбор статистических данных по грузовым перевозкам, обследование клиентуры и изучение спроса на перевозки грузов, обработка информации.

Экономическое обследование районов тяготения  к железной дороге

Похожие материалы

Информация о работе