Экспериментальная часть работы по исследованию типологических особенностей дошкольников с ОНР. Характеристика обследуемых групп

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Однако, чтобы не перегружать обследование большим количеством наглядных пособий, проверка сформированности разных компонентов устной речи проходила на одном речевом материале с использованием одних и тех же средств наглядности.

В ходе обследования использовались игровые приемы, стимулирующие деятельность детей. Однако мы не стали строить все обследование на основе развернутого игрового сюжета, поскольку он мог «трансформировать задачу обследования и придать своеобразный характер направленности мышления ребенка».

Инструкция к выполнению заданий давалась детям устно. Они были разбиты на 2-3 коротких предложения, объем каждого из которых не превышал 7-8 слов. Ответы на задания дошкольники должны были дать в устной форме или в форме практических действий. Все ответы детей фиксировались письменно в протоколах обследования. В них также отмечались особенности выполнения ребенком задания:

·  понимание инструкции, ориентировка в нем;

·  активность, самостоятельность ребенка;

·  развернутость, правильность, полнота выполнения заданий;

·  целенаправленность действий, их вербализация, использование материальных опор и помощи, возможность переноса усвоенного материала на аналогичные виды деятельности.


2.2 Характеристика обследуемых групп

Основная группа.

1)  Б. Никита 5лет (стертая дизартрия (ОНР III)

Полная семья. Ребенок 2-й беременности. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Родился в срок, роды затяжные. Начал держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидит – с 9 мес. Стоит с помощью опоры – с 12мес. Ходит - с 15 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.

2) Б. Дима 4года (моторная алалия (ОНР II)

Полная семья. От первой беременности. Протекала беременность - токсикоз I половины беременности. Протекали роды – родился на 36 нед. Начал держать голову – в 4 мес. Переворачивается – с 6 мес. Сидит – с 10 мес. Стоит с помощью опоры – с 14мес. Ходит - с 16 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – в 3года. Первая фраза – 3года 8мес. Темп речевого развития – замедленный

3) Г. Артем 5лет (моторная алалия (ОНР III)

Полная семья. От второй беременности. Протекала беременность – мама переболела гриппом в 1-ом триместре беременности. Протекали роды – родился в срок, родовая травма. Начал держать голову – с 3 мес. Переворачивается –  с 5 мес. Сидит – с 8 мес. Стоит с помощью опоры – с 11мес. Ходит - с13 мес. Комплекс оживления – в 3 мес. Узнавание близких – N. Реакция на посторонних – 10 мес. Первые слова – после 3 лет. Первая фраза – после 4-х лет. Темп речевого развития - замедленный

4) К. Давид  5лет (моторная алалия (ОНР III)

Семья неполная (с мамой). От третей беременности. Протекала беременность – резус-конфликт. Протекали роды – родился в срок. Начал держать голову – 3 мес. Переворачивается – N. Сидит – с 7 мес. Стоит с помощью опоры – с 9 мес. Ходит - с 14 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – в 2 года 8 мес. Первая фраза – в 3 года 5 мес. Темп речевого развития - замедленный

5) К. Юля 5лет (стертая дизартрия (ОНР III))

Полная семья. Первая беременность. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Протекали роды – родилась в 38 нед. Начала держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – с 7 мес. Стоять с помощью опоры – с 8 мес. Ходить - с 13 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития - замедленный

6) Л. Семен 4года (моторная алалия (ОНР II)

Семья полная. Беременность – вторая. Протекала беременность – угроза выкидыша с 2 мес беременности (соматически больная мама). Протекали роды – кесарево. Начал держать голову – 4мес. Переворачиваться – 6 мес. Сидеть –  с 8 мес. Стоять с помощью опоры – с 10 мес. Ходить - с 14 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – после 3-х лет. Первая фраза – после 3,5 лет. Темп речевого развития - замедленный

7) М. Марат 5лет (псевдобульбарная дизартрия (ОНР III)

Семья- полная. От второй беременности. Протекала беременность – хорошо. Протекали роды – родился в 38 нед. Начал держать голову – 3 мес. Переворачиваться – 5 мес. Сидеть – с 7 мес. Стоять с помощью опоры – с 9 мес. Ходить - с 13 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.

8) М. Максим 5лет (стертая дизартрия (ОНР III)

Семья полная. От первой беременности. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Протекали роды – родился в срок, роды затяжные. Начал держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – N. Стоять с помощью опоры – N. Ходить – N. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – c 2,5 лет. Темп речевого развития – замедленный.

9) Ф. Алеша 4года (стертая дизартрия (ОНР III))

Семья – полная. От второй беременности. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Протекали роды – кесарево. Начал держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – N. Стоять с помощью опоры – N. Ходить – N. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.

10) Ш. Лиза 5лет (экстрапирамидная дизартрия (ОНР III)

Семья – неполная (мама). От первой беременности. Протекала беременность - токсикоз всю беременность. Протекали роды – родилась в срок, роды затяжные. Начала держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – N. Стоять с помощью опоры – N. Ходить – N. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.

Для группы сравнения (Т. Карина, 5 лет, И. Ярослав, 5 лет, Ж. Света, 5 лет, А. Кирилл, 4 года, О. Анна, 5 лет) были отобраны дети из полных семей с нормой в анамнезе и развитии.

Хочется отметить, что у матерей детей логопедической группы чаще встречалось неблагоприятное протекание беременности и родов. В группе же сравнения неблагоприятное протекание беременности и родов не встречалось.

По результатам обследования давалась качественная и количественная оценка. Качественная представляла собой выявление, анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Она легла в основу количественного анализа результатов обследования: выявленные особенности ответов детей учитывались при начислении баллов за каждое задание, т. е. получали свою количественную интерпретацию.


2.2 Описание диагностики ОНР

Обследование проводилось на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей и др.

В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью изучаются различные психические процессы.

Для обследования испытуемых детей мы использовали речевую карту Филичевой Т. Б и дополнили ее некоторыми элементами из речевой карты Смирновой И. А. Из карт были взяты разделы: общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы, обследование процесса внимания, обследование процесса восприятия, обследование процесса памяти, обследование процесса мышления, что обусловлено целью нашего исследования (исследование типологических особенностей детей с ОНР). Все описанные ниже методики были взяты из разных источников, но основная их часть из энциклопедии методов психолого – педагогической диагностики и экспресс-диагностика в детском саду [20, 25].

Диагностика типологических особенностей детей с ОНР.

  I.  Моторная сфера

1.  Особенности общей моторики

Процедура проведения: логопед показывает  движения и предлагает их повторить.

1)  Пройтись по комнате (Хорошая осанка; свободные движения рук от плеча со сгибанием в локтях; шаг энергичный, ритмичный, стабильный; выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп; активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда не большая)).

2)  Пройти по ровной линии.

3)  Пробежаться (медленно) (Туловище почти вертикально; устойчивая ритмичность движений; движение полусогнутых рук свободное, кисти рук расслаблены; сгибание ног с небольшой амплитудой, шаг короткий с постановкой ноги на пятку).

4)  Постоять на левой, правой ноге (4 года – 4-8 секунд, 5 лет  норме

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
616 Kb
Скачали:
0