Типологические особенности дошкольников с ОНР. Научно-теоретические основы ОНР. Причины возникновения. Уровни речевого развития при ОНР

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Специальность 050715 «Логопедия»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Типологические особенности дошкольников с ОНР

Студентки 4 курса, Л-41, ОЗО

Научный руководитель к.п.н., доцент,

Хабаровск, 2010


Содержание

Введение

Глава 1.Научно-теоретические основы ОНР

1.1  Определение ОНР

1.2  Причины возникновения ОНР

1.3  Клинические формы ОНР

1.4  Уровни речевого развития при ОНР

1.5  Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

1.6  Дифференциальная диагностика детей с ОНР от

A.  ЗРР

B.  Олигофрении

C.  ЗПР

D.  Нарушений слуха

Вывод по главе 1.

Глава 2.Эксперементальная часть работы по исследованию типологических особенностей дошкольников с ОНР

2.1 Характеристика обледуемых групп детей

2.2 Описание диагностики ОНР

2.3 Проведение констатирующего этапа эксперемента

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

На сегодняшний день группа детей с ОНР включает в себя различные варианты и комбинации клинических симптомов, речевых нарушений и особенностей психофизических процессов.

В литературе по логопедии отмечается, что у многих детей с ОНР имеются отклонения во всех сферах психического и физического процессов (Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.).

По данным ДОУ №209 г. Хабаровска количество детей с ОНР в расчете на 100 чел дошкольников приходится 15-20 человек.

В логопедической практике особую сложность представляет дифференциальная диагностика ОНР. В этой связи важное значение приобретает выявление типологических особенностей детей данной категории. Это и определило тему курсовой работы: «Типологические особенности детей с ОНР».

Цель нашего исследования заключается в выявлении основных типологических особенностей детей с ОНР в их разнообразном проявлении.

Объект: психофизическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет: типологические особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут иметь место особенности психофизического развития, по сравнению с их сверстниками, не имеющими речевых нарушений.

Исходя из цели и гипотезы курсовой работы нами сформированы следующие задачи:

1) проанализировать научно – теоретические источники по изучаемой проблеме;

2) описать диагностические методики для исследования психофизического развития детей дошкольного возраста;

3) обследовать детей дошкольного возраста и проанализировать полученные данные о психофизическом развитии детей с ОНР и нормально развивающихся, определить основные признаки ОНР.

Теоретической основой исследования являлись труды Н. С Жуковой, Е. М Мастюковой, Т. Б Филичевой и др.

Методы исследования курсовой работы:

- биографический;

- наблюдения;

- обследование;

- интерпретационный метод (способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями).

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

В первой главе дается определение ОНР, причины возникновения, клиническая классификация, уровни речевого развития, психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР, дифференциальная диагностика.

Во второй главе представлено описание диагностических методик психофизиологического развития дошкольников и интерпретация результатов обследования.

В заключении сделаны выводы по проделанной работе, которые подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Библиографический список включает 35 источников.


Глава 1. Научно-теоретические основы ОНР

1.1 Определение ОНР

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые в 50-60-х гг. XX века Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) было сформулировано в теоретическое обоснование общего недоразвития речи. С этого момента отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения общего развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций [5].

Термин общее недоразвитие речи отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития, и анализ его доступен педагогу. Такой подход не претендует на патогенетический анализ структуры дефекта, требующий от специалиста солидной общебиологической и медицинской компетенции, что является прерогативой врача. Однако педагогу-логопеду необходимо знать на каком фоне возникает

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
137 Kb
Скачали:
0