Преодоление нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у детей.

Интерес к обозначенной проблеме обусловлен не только тем, что связная речь играет важную роль в социальной жизни человека, но и связан с заметным увеличением числа лиц с системными нарушениями речи, стойкими трудностями коммуникативного поведения в целом.

Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали такие авторы как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, С.А.Миронова, Н.А. Никашина, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и многие другие.

Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук. А.В. Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном дошкольном образовательном учреждении осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Однако, очевидна и необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Цель: изучение нарушений связного высказывания у дошкольников с ОНР.

Объект исследования: процесс развития связной речи у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования – особенности состояния связного высказывания у дошкольников с ОНР.

Гипотеза: характеризующийся общими и специфическими особенностями процесс развития связных высказываний будет протекать более полноценно при условии комплексного подхода в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.

Исходя из общей целевой установки, перед исследованием поставлены следующие задачи:

1.  Анализ теоретических источников по проблеме нарушений связного высказывания дошкольников с ОНР.

2.  Экспериментальное выявление особенностей развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.

3.  Организация и проведение формирующего этапа исследования, направленного на преодоление нарушений связного высказывания дошкольников с ОНР.

4.  Изучение динамики развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.

Практическая значимость заключена в апробировании на практике последовательности формирования связности высказываний  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Методы исследования:

1.  Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2.  Психолого-педагогический эксперимент.

3.  Качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, снабжена приложениями.

Во введении обозначена актуальность проблемы нарушений связных

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
170 Kb
Скачали:
0