Основы проектирования судна. Определение водоизмещения и главных размерений, составление укрупненной нагрузки масс. Определение водоизмещения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

РАЗРАБОТКА ПРОЕКЦИИ КОРПУС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА И РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ПЛАВУЧЕСТИ

При разработке проекции "корпус" теоретического чертежа проектируемого судна рекомендуется применить аффинное преобразование чертежа прототипа.

Расчет элементов судна по теоретическому чертежу выполняется в виде таблицы формы 3.

Форма 3

Расчет элементов подводной части судна

Номер шпангоута

Ординаты i-го шпангоута поj-ой ватерлинии, м

 Сумма ординат строки

Поправка к сумме ординат строки

Исправл. сумма

Площедь шпанг.

i

0,000

1,000

2,000

3,000

4,000

0

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

1

0,000

0,400

0,900

1,300

1,700

4,300

0,850

3,450

4,226

2

0,700

1,900

2,600

2,900

3,400

11,500

2,050

9,450

11,576

3

1,900

3,500

4,300

4,600

4,900

19,200

3,400

15,800

19,355

4

4,000

4,900

5,300

5,500

5,700

25,400

4,850

20,550

25,174

5

4,700

5,500

5,800

5,850

5,850

27,700

5,275

22,425

27,471

6

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

7

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

8

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

9

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

10

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

11

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

12

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

13

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

14

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

15

5,200

5,800

5,850

5,850

5,850

28,550

5,525

23,025

28,206

16

0,600

5,500

5,820

5,850

5,850

23,620

3,225

20,395

24,984

17

0,200

4,650

5,450

5,700

5,850

21,850

3,025

18,825

23,061

18

0,000

1,750

3,800

5,000

5,500

16,050

2,750

13,300

16,293

19

0,000

0,000

0,000

2,200

4,600

6,800

2,300

4,500

5,513

20

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

Сумма ординат столбцов

64,100

86,100

92,470

97,400

101,850

439,708

Поправка к сумме столбцов

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

Исправленная сумма

64,100

86,100

92,470

97,400

101,850

439,708

Площадь ватерлинии

1426,866

1916,586

2058,382

2168,124

2267,181

9837,139

1847,024

7990,116

4893,946


5. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА ОБЩЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ, РАСЧЕТ КООРДИНАТ ЦМ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ УДИФФЕРЕНТОВКА СУДНА

Определение координат центра масс ведется в виде таблицы формы 4.

Форма 4

Определение координат центра масс

Наименование статей нагрузки

Масса

Отстояние центра масс в метрах от

Статические моменты масс, тм

mi, т

миделя xgi

основной zgi

mi xgi

mi zgi

1. Масса по статье «Корпус»

253,6

-5,8

2,16

-1470,9

547,4

2. Масса по статье «Механизмы МО»

14,6

-27,74

1.7

-2321.3

125.1

3. Топливо и смазка

90.41

-27

2

-2432.9

180.8

4. Дедвейт чистый

1379.7

6.6

1.9

9106.02

26214.4

5. Запас водоизмещения

34.7

-13.3

5.7

-461.5

197.48

6. Итого судно в грузу

1771

1.5

2

2671.4

4540.6


Значения xgx , zgx , xgм определяются как:

xgx=-(0,065-0,08)L=-0,07*89.5=-6,2;

zgx=(0,75-0,95)L=0,8*89.5=7.2;

zgм=(0,5-0,6)Н=0,5*3,42=1.7.          (5.3)

Координаты центра массы запаса водоизмещения принимаются равными координатам судна порожнем и определяются как хgo=(mx*xgx+mм*zgм)/(mx+mм);

zgo=(mx*zgx+mм*zgм)/(mx+mм);      (5.4)

хgo=(-1218.9-2321.3)/(196.6+69.5)=-13.3;

zgo=(1415.5+125.1)/(196.6+69.5)=5.7;

Величины хg и zg для судна в полном грузу находятся по формулам:

xg=∑mi*xgi/D=2671.4/1771=1.5;

zg=∑mi*zgi/D =4540.6/1771=2.5.    (5.5)


6. ПРОВЕРКА ОСТОЙЧИВОСТИ ПО ОСНОВНОМУ КРИТЕРИЮ НОРМ РЕЧНОГО РЕГИСТРА


Остойчивость   судна   считается  достаточной,   если   выполняется условие:

Мкр≤Мдоп,  (6.1)

где Мкр - кренящий момент от динамического действия ветра, кНм;

Мдоп - предельно допустимый момент при динамических наклонениях, кНм.

Кренящий момент от динамического действия ветра определяется по выражению:

Мкр=0.001 р Snz,   (6.2)

где р - условное динамическое давление ветра (находится по табл. 6.1);

Sn - площадь парусности боковой поверхности, м2;

z - приведенное плечо кренящей пары, м: z=zr+a1a2T (6.3)

zr=zn-T - возвышение центра парусности над действующей ватерлинией;

a1,a2 - поправочные коэффициенты, определяемые по табл. 6.2, 6.3.


a1 =0,81,a2 =0.58.

Площадь парусности боковой поверхности судна Sn и аппликата центра парусности rn  рассчитываются в табличной форме 5.

Форма 5

Определение площади и аппликата центра парусности

Наименование площади

Si2

Возвышение центра парусности над ОЛ, zi , м

Статический момент Si zi , м3

Надводный борт

190

1,35

323

Фальшборт и комингс грузовых люков

56

1,85

123,2

Надстройка 1 – яруса

40

2,5

116

Надстройка 2 – яруса

22

4,9

116,6

Рубка

13

13

169

Труба

6

6

36

Итого

327

-

883,6

Учитывая несплошные поверхности:

Sn= 1.05∑Si  (6.3)    zn = 1.1∑Sizi/Sn  (6.4)

Sn= 1.05*327 = 343,4

zn = 1.1*883,6/343,4=2,8 м,

Мкр=0.001*157*343,4*1,7=91,6.

Для определения предельно - допустимого кренящего момента Мдоп необходимо построить диаграмму статической остойчивости судна. Плечи остойчивости находятся по приближенной формуле:

l =yc90f1(θ)+ zc90f2(θ)+ rf3(θ)- aSinθ , (6.5)

где yc90 , zc90 - координаты центра величины судна, условно накрененного на 90°, вычисляются по формулам:

yc90 =(1-0.95 Т/Н) В/2;  (6.6)  

zc90 =0.64Н(1 - 1.15Т/Н); (6.7) малый метацентрический радиус r равен: r = α 2В2 /11.4δТ; (6.8) возвышение центра тяжести над центром величины: а=rg – zc ; (6.9)

yc90 =(1-0.95*2/3.4)*11.7/2=2.6;   

zc90 =0.64*347(1 - 1.15*2/3.4)=0.9;

r = 5.8;

а=2-0,9=1,1.

Плечи остойчивости l рассчитываются в таблице формы 6, где приводятся и значения тригонометрических функций f1(θ), f2(θ), f3(θ).

Форма 6

Определение плеч статической остойчивости

 Θ0

 f1(θ)

 f2(θ)

 f3(θ)

3,79

1,20

7,50

 Sinθ

1,65

 lф

 l

1,00

2,00

3,00

4,00

5,00

6,00

7,00

8,00

9,00

10,00

11,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

10,00

0,12

-0,05

0,12

0,312

-0,045

0,667

0,17

0,191

0,934

0,743

20,00

0,41

-0,16

0,15

1,066

-0,144

0,87

0,34

0,376

1,792

1,416

30,00

0,74

-0,25

0,11

1,924

-0,255

0,638

0,50

0,55

2,337

1,787

40,00

0,99

-0,32

0,04

2,574

-0,288

0,232

0,64

0,707

2,518

1,811

50,00

1,12

-0,25

-0,02

2,912

-0,225

-0,11

0,77

0,843

2,571

1,728

60,00

1,08

-0,08

-0,06

2,808

-0,072

-0,34

0,87

0,953

2,388

1,435

70,00

0,85

0,20

-0,06

2,21

0,18

-0,34

0,94

1,034

2,042

1,035

80,00

0,47

0,58

-0,08

1,22

0,522

-0,46

0,99

1,084

1,28

0,196

По результатам расчета в таблице формы 6 строится диаграмма остойчивости (Рида).

Для определения плеча допустимого момента необходимо предварительно найти угол заливания θзал и амплитуду качки θm . Амплитуда качки определяется в соответствии с указаниями Правил РР РСФСР, согласно которым:

Θm=f(m), где m=m1m2m3; m1=m0/(h0)1/2; h0=r+zc-zg; n1=(h0/V1/3)/(zg/B);

h0=5.8+0.9-2=4.78;

n1=(4.78/7990,1161/3)/(2/11.76)=1.4; m1=3/(4.78)1/2=1.4;

m0=3; m2=0.87; m3=0.66.

m=1.4*0.87*0.66=0.8.

Θm=13 (по таблице 6.7, методического указания)        

Угол заливания Θзал соответствует углу, при котором начинается заливание водой незакрытых отверстий (иллюминаторов, люков, дверей и т.п.) . Он определяется при заливании через иллюминатор:

tgΘзал =(hнкл - 0.075) / 0.5В=(1.2-0.075)/0.5*11.76=0.19 (6.10)

Θзал=10.83, где hнкл -возвышение нижней кромки иллюминатора над КВЛ, м.

При заливании через комингс люка или двери угол заливания  Θзал находится по формуле:

tgΘзал =(Н-Т+hк)/(0.5B-bпр)=(3,4-2+1,2)/(0,5*11,76-1,2)=0,5,   (6.11)

Θзал=29,1, где hk-высота комингса, м.

bпр - расстояние от комингса до борта, м.

Максимальное из найденных значений Θзал откладывается по оси абсцисс диаграммы Рида вправо, а Θm влево.

Допустимый кренящий момент рассчитывается по формуле:

Мдоп = gDlдоп, (6.12)

lдоп=0.5;  Мдоп = 9.81*1774,7*0.6=10446

Мкр ≤Мдоп,  91.6<9405.8

Остойчивость судна соответствует основным критерием норм РР РСФСР.


7. РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ СУДНА

Смоченная поверхность Ω, определяется по одной из приближенных формул:

Ω= LT(2+1.3(δ-0.274)B/T));

Ω=74.3*1.43(2+1.3(0.653-0.274)11.2/1.43)=626.9 м2.

Коэффициент сопротивления выступающих частей:

САР=0,2*10-3

Коэффициент,      учитывающий      шероховатость      корпуса

ΔСF=0,6*10-3.

Кинетический коэффициент вязкости воды v=1.57*10-6 м2/с.

Форма 7

Расчет сопротивления воды движению судна

Расчетные величины

Размерн.

Численные значения

Скорость судна v

м/с

3

4

5

6

7

Число Рейнольдса Re

-

1.42

1.89

2.36

2.84

3.31

Число Фруда Fr

-

0.111

0.148

0.185

0.222

0.259

Экстраполятор трения Cf

-

2.06

1.95

1.89

1.84

1.8

Коэффициент волнового сопротивления Cw

-

0.003

0.02

0.08

0.26

0.64

Динамический коэф. A

кН

2.82

5.01

7.8

11.28

15.36

Сопротивление трения Rf

кН

7.5

12.7

19.4

27.5

36.9

Сопротивление формы Rvp

кН

0.4

0.6

0.97

1.4

1.9

Волновое сопротивление Rw

кН

0

0.1

0.6

2.9

9.8

Сопротивление выступающих частей RAP

кН

0.57

1.002

1.56

2.3

3.07

Полное сопротивление R

Кн

8.47

14.4

22.5

34.1

51.7

Коэффициент   пропорциональности   между   сопротивлением трения и сопротивлением формы k

k=(22T/L-0.1)(0.132+(δ-0.4)2.5);

k=(22*0,019-(0.132+(0.653)2.5)=0.05

Коэффициент волнового сопротивления (при Fr≤0,1 Сw=0)

Сw= (2.23 – 0.325B/T+0.02B/T)((0.606-1.88(δ-0.4)2)*

*(Fr-0.1)4.2-9.6(δ-0.4)2+0.001(Fr-0.1)(15.5-3.53L/B+0.188(L/B)2.

По  результатам  расчета  в зависимости     от     скорости     строятся     графики

Похожие материалы

Информация о работе