Интеграционные интересы современных государств в транспортной сфере. Эффективность многостороннего сотрудничества в области транспорта в рамках международных организаций

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

       ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ    

             ГОСУДАРСТВ  В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах. В структуре национальных интересов РФ особое место занимают интересы в области транспорта и транспортной безопасности.

На формирование национальных интересов Российской Федерации в транспортной сфере большое влияние оказывают с одной стороны положение России в мировом сообществе и основные тенденции в развитии международных отношений на современном этапе, с другой - внутриполитическая обстановка в стране, задачи экономического и социального развития, непосредственно нацеленные на реализацию социально-политических и геополитических интересов и приоритетов государства.

В С. Коен в своих трудах отмечал, что идеал мирового порядка представляет собой динамическое равновесие <1>. В условиях современного развития мира такое равновесие поддерживает глобализация мировой экономики.

Сегодня ни одно государство, каким бы мощным оно не было, не может успешно функционировать и развиваться, независимо от остального мира. Успех сопутствует тем странам, которые осознанно, грамотно и динамично интегрируются в мировую экономику.

----------------------------------------------------------------------------------------------------      

<1> См.: Cohen S.D. Geography and Politics in a Divided World. New York, 1963.

Транспортный  сектор является важнейшим элементом эффективной  интеграции   страны   в  мировую экономику.

Необходимым условием успешной интеграции российской экономики в  мировую является качественное развитие транспортного  комплекса, способное обеспечить существенное повышение его конкурентоспособности, оптимальные транспортные условия для реализации внешнеторговых функций России; привести к повышению конкурентоспособности экономики, к формированию конкурентоспособных международных транспортных коридоров, обязательной характеристикой которых является международный уровень транспортной безопасности.

В свою очередь, в достижении указанного равномерного баланса важная роль принадлежит транспортным коммуникациям. Современные интеграционные процессы государств  в едином экономическом пространстве призваны способствовать усилению  транспортной составляющей  в достижении мирового экономического равномерного баланса.

Значимость  мировых  транспортных  коммуникаций в XXI веке превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства. Еще Д.И.Менделеев говорил о том, что стратегические и геополитические интересы России будут основаны на связующей роли между Западной Европой и Америкой, с одной стороны, Японией и Китаем - с другой.

Конкуренция в мировой экономике нарастает и обостряется, в том числе, в транспортной сфере. Ряд стран с высокоразвитой экономикой пытаются вытеснить Россию с традиционных транспортных рынков и отсечь от новых. Возникла ситуация, когда Россия просто обязана использовать свои огромные преимущества, которые дает уникальное расположение ее территории на Евразийском континенте. При этом, следует учитывать то обстоятельство, что по территории России пролегает кратчайший путь между двумя континентами.

Необходимо дальнейшее развитие интеграционных процессов в деятельности государств мира, в совершенствовании международно-правовых основ регулирования их транспортной деятельности, достижение глобального консенсуса и партнерства в рамках  всего мирового сообщества.

В настоящее время обсуждается создание международной структуры (объединяющей государства мира), обладающей необходимыми правовыми инструментами, которые могли бы обеспечить эффективность транспортной деятельности государств в глобальном масштабе. При этом предполагается, что   государства (с учетом согласованности своих национальных интересов) могут передать часть своих функций наднациональным структурам.

Так, например, государства мира не обладают суверенными правами на объекты, признанные в качестве общего наследия человечества (в частности, морского дна). В результате, возникла необходимость создания специального органа. Мировая наука предлагает аналогично решить вопрос функционирования подобного единого органа в отношении международной транспортной деятельности государств и определить его положениями Всеобщей транспортной конвенции (ВТК). Систематизированные нормы данного международно-правового акта могли бы регулировать разнообразные транспортные правоотношения государств. Такие принципы и нормы в соответствии с положениями ВТК устанавливали бы правила и процедуры международного органа по регулированию транспортной деятельности государств, способствовали бы формированию и развитию нового правопорядка в данной области.

Огромную роль в осуществлении интеграционных процессов в области

Похожие материалы

Информация о работе