Философия Рене Декарта. Общий контекст эпохи и биография мыслителя. Рождение нового метода в философии

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция

Тема лекции: Философия Рене Декарта

План лекции:

1.Общий контекст эпохи и биография мыслителя.

2.Рождение нового метода в философии.

3.Начало философии: методическое сомнение.

А. Принцип достоверности и самоочевидности познания.

Б. Онтологическое доказательство бытия Бога.

4. Философия природы. Протяжение и движение.

5. Связь между душой и телом. Рационализм Декарта.

6.  Врождённые идеи и проблема человеческой свободы.

7. Заключение.

Текст лекции:

1.       Общий контекст эпохи и биография мыслителя.

Любая историческая эпоха представляет интерес для исследователя.

Эпоха Нового времени, в которую довелось жить и творить замечательному французскому философу и ученому Рене Декарту, особенно нагля-дно подтверждает эту мысль. Ведь своеобразной пограничной чертой,        разделявшей мыслителей Нового времени, с одной стороны, и деятелей Возрождения и тем более Средневековья – с другой, был не столько временной рубеж, а определенная ментальность или умонастроение философов, по которому мы безошибочно можем определить принадлежность мыслителей к определенной культурной традиции.

Нельзя забывать о только что ушедшим в историю почти тысячелетним периоде Средневековья с его дуализмом двух миров ( “Град Земной” и

“Град Небесный”, по терминологии Августина Блаженного). Ему на смену пришла активистская гуманистическая деятельность творцов Ренессанса, которая ( в противоположность теологии и схоластической философии прошедших веков) обосновывала идеал учреждения царства человека именно и посюсторонней жизни. Окружающая человека природная и социальная ойкумена как бы заново открылась его взору, снова, как и две тысячи лет назад была наделена высшим статусом и смыслом, и человеку оставалось лишь ужаснуться собственному невежеству.

1

Отсюда ясно, что проблематика нарождавшейся новой философии, прежде всего, оказалась сосредоточенной вокруг теории познания, которая обретала иное, несвойственное ей ранее звучание. Ренессанская критика научного бесплодия минувших веков, дополняется здесь огромным желанием понять глубинные причины бедственного положения наук. Соответственно этому, на передний край выдвигалось не просто осмысление самого факта знания в его отличии от совокупности ощущений, но и решение вопроса об определённом познавательном поведении субъекта, которое позволяло целенаправленно и контролируемо воспроизводить и приращивать знании, гарантируя его истинность. Или, говоря другими словами, во главу угла философского поиска ставится теперь вопрос о методе познавательного отношения человека к  миру.

Переходя теперь непосредственно к биографии Декарта, отметим лишь, что в Европе в начале 17 века было немного людей, которым «было по плечу» попытаться ответить на вопросы, поставленные эпохой. Имена этих людей (подлинных героев Нового времени) хорошо известны: в Италии таким был Галилео Галилей (1564 – 1642), в Англии Френсис Бэкон

Веруламский (1561 – 1626), во Франции – Рене Декарт (1596 – 1650).

Рене Декарт (латинизированное имя – Ренатус Картезий, отсюда название учения – картезианство) родился в аристократической семье на юге страны, в провинции Турень, в небольшом городке Лаэ. В восьмилетнем возрасте он был отправлен в иезуитскую школу Ла Флеш, одну из лучших того времени, где проявил редкую одаренность, особо выделяясь в изучении математических дисциплин. Однако увлечение как естественными, так и гуманитарными дисциплинами быстро сменилось у него тотальным разочарованием в современных ему науках. Даже самая точная и строгая из них – математика, восхищавшая Декарта логикой своих выводов, в те времена была почти не востребована в естествознании. Не лучше дело обстояло и с философией, по самой природе предназначенной быть фундаментом всего научного здания, однако не сумевшей

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
167 Kb
Скачали:
0