Специальные подсистемы управления качеством. Стандартизация в системе управления качеством. Сущность процессов стандартизации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

частности, сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001).

Почему популярны системы менеджмента качества?

О чем стандарт ИСО 9001? Какие гарантии мы получаем, когда узнаем, что наш потенциальный подрядчик сертифицирован по ИСО 9001?

Во-первых, интересно будет проанализировать мировую статистику внедрения стандарта ИСО 9001. Стандарт впервые появился в 1987 году. С тех пор из года в год наблюдается положительная динамика прироста количества предприятий, которые сертифицируются по ИСО 9001. По последнему исследованию Международной организации по стандартизации (ИСО) на 1 января 2005 года в мире насчитывалось 670399 зарегистрированных сертификатов на ИСО 9001 в 154 странах мира [«The ISO Survey-2004», отчет выпущен в сентябре 2005 г.] Прирост за 2004 г. составил 172480 сертификатов. Если проанализировать распределение по странам, имеющим наибольшее количество сертифицированных предприятий, то в числе лидеров Италия, Великобритания, Япония, США, Германия и другие экономически развитые государства, а также стремительно развивающиеся Китай и Индия, успех которых, по мнению специалистов, тоже не в последнюю очередь вызван внедрением на предприятиях стандартов на системы менеджмента качества.

Во-вторых, следует обратить внимание на сам механизм формирования стандартов ИСО серии 9000. Стандарты разрабатывает 176 технический комитет уже упоминавшейся Международной организации по стандартизации (ISO). Специалисты комитета проводят мониторинг самого последнего и актуального мирового опыта в области управления и закладывают эту квинтэссенцию в требования рассматриваемого стандарта.

В-третьих, рассмотрим сами принципы, заложенные в стандарте. Как эти принципы направлены на подтверждение того, что предприятие, имеющее сертификат ИСО 9001 может быть надежным партнером. Следующее перечисление не претендует на исчерпывающую оценку и имеет своей целью обозначить основные моменты, обеспечивающие гарантии надежности предприятий, соответствующих указанным требованиям.

•  необходимо, чтобы в организации проводился анализ требований к продукции/услуге для того, чтобы гарантировать, что требования заказчика, равно как законодательные, нормативные, требования, не установленные заказчиком, но необходимые для функционирования продукции (услуги) определены, а организация в состоянии выполнить установленный свод требований.

•  необходимо, чтобы в организации было установлено, какие ресурсы требуются, для выполнения работ: оборудование (технические и программные средства), производственная среда, требуемая для выполнения работ надлежащего качества, поддерживающие и обеспечивающие службы. Чтобы установленная потребность в ресурсах была удовлетворена для каждого выполняемого объекта.

•  необходимо, чтобы персонал, выполняющий работы был компетентен в соответствии с поставленными задачами, проводилась его постоянная подготовка.

•  необходимо, чтобы все работы велись на плановой основе в управляемых условиях. Чтобы была определена технология выполнения работ, использовалось подходящее (необходимое именно для этого вида работ) оборудование, проводился контроль качества выполняемых работ.

•  необходимо, чтобы поставщики продукции и услуг, которые используются организацией для производства продукции\оказания услуг были оценены на основе их способности поставлять продукцию (услуги) требуемого качества. Чтобы в отношении поставщиков и подрядчиков обеспечивался контроль, а требования к выполняемыми ими работам были определены.

•  необходимо, чтобы предприятие использовало только подходящие средства контроля и измерения для обеспечения объективности выполненных измерений и выводов о соответствии продукции\услуг требованиям технологии и заказчика.

•  требуется, чтобы организация устанавливала и достигала цели в области качества, направленные на повышение удовлетворенности заказчика.

•  требуется, чтобы в организации осуществлялось постоянное улучшение продукции и услуг по отношению к требованиям заказчика, чтобы организация устанавливала удовлетворенность заказчика и предпринимала действия по повышению этой удовлетворенности.

•  требуется, чтобы организация при заключении договора гарантировало то, что заказчик останется удовлетворен.

Как видим, спектр требований к организациям, установленный в стандарте ИСО 9001 не только полностью покрывает требования при лицензировании, но и значительно превосходит их.

А гарантию того, что в организации все перечисленное и многое другое, что требуется стандартом ИСО 9001 действительно работает и выполняется, дает оценка соответствия (сертификация) предприятия независимым органом по сертификации.

Возникает еще один вопрос. Если на рынке есть спрос, то есть и предложение. Если кто-то хочет без особых усилий получить подтверждение того, что он надежный партнер – не сможет ли он «купить» это подтверждение? Не превратится ли институт сертификации систем менеджмента качества в институт лицензирования? Есть вероятность что может. На сегодняшний день существует большое количество органов по сертификации, которые продают сертификаты. А на вопрос заявителя на сертификацию «Что нам необходимо сделать, чтобы успешно пройти сертификацию?» отвечают «Заплатить!». При этом следует отметить, что на рынке сертификации систем менеджмента качества на сегодняшний день ведется очень серьезная конкурентная борьба и конкурентная стратегия Органов по сертификации различна. Одни делают упор на свой авторитет, ожидают, что их имя, имидж

Похожие материалы

Информация о работе