Вертикально-подъемные мосты. Основные особенности и классификация мостов вертикально-подъемной системы, страница 7

Направляющие устройства пролетного строения включают направляющие пути 1, закрепленные на передних стойках башен, и направляющие ролики 7, установленные на консолях 2, прикрепленных ко всемкрайним узлам верхнего и нижнего поясов разводного пролетного строения 3 (рис. 2.20). Конструкция консоли для установки направляющих роликов показана на рис. 2.21.

Рис. 2.20. Направляющие устройства пролетного строения и противовесов

1 – направляющий путь пролетного строения; 2 – направляющие консоли; 3 – разводное пролетное строение; 4 – противовес; 5 – ползун;  6 – направляющий путь противовеса; 7 – направляющий ролик

Рис. 2.21. Направляющие консоли

На консолях в крайних узлах нижнего пояса со стороны, где установлены неподвижные опорные части, укреплены по три направляющих ролика с каждой стороны пролетного строения (рис. 2.22). На всех остальных консолях устанавливается по одному ролику. Такая схема установки направляющих роликов стабилизирует движение пролетного строения, обеспечивает свободу температурных деформаций, исключая одновременно возможность его заклинивания при случайный небольших перекосах.

Рис. 2.22. Узел с тремя направляющими роликами

Между роликами и направляющими путями необходим зазор, величина которого должна поддерживаться в процессе эксплуатации в пределах 10...20 мм. С этой целью закрепление осей роликов на консолях производится таким образом, чтобы имелась возможность при необходимости произвести дополнительную регулировку их положения. Ширина роликов принимается не менее 100…150 мм при диаметре 300…800 мм.

Направляющие устройства противовеса 4 (см. рис. 2.20) выполнены проще и представляют собой вилкообразные ползуны, скользящие по направляющим путям 6, прикрепленным к передним стойкам башен.

В качестве направляющих путей  могут быть использованы полки крайних стоек башен, если они имеют Н-образное сечение, либо специальные направляющие пути (рельсы), прикрепляемые к передним стойкам башен и имеющие в современных мостах, как правило, тавровое сечение (рис. 2.23).

В сплошностенчатых пролетных строениях с ездой поверху, имеющих относительно небольшую высоту, устанавливается только один ряд направляющих роликов, размещаемых на консолях подъемных балок. Со стороны неподвижных опорных частей используют по три ролика, с противоположной стороны – по одному ролику. Конструкция узлов с направляющими роликами в пролетных строениях с ездой поверху не отличается от рассмотренной выше.

Рис. 2.23. Крепление направляющих путей пролетного строения и противовеса к передней стойке башни

1 – направляющий путь пролетного строения; 2 – передняя стойка башни; 3 – направляющий путь противовеса

2.5.5. Центрирующие устройства, замки и буфера

Центрирование пролетных строений в поперечном направлении, а также восприятие реакций от горизонтальных поперечных нагрузок в наведенном положении обеспечивается центрирующими устройствами, устанавливаемыми на концах пролетного строения по его оси или на небольшом расстоянии от оси. Центрирующие устройства включают прикрепленную к крайней поперечной балке консоль 6 и установленный на опоре улавливатель 7, куда заходит консоль при посадке пролетного строения (рис. 2.24). Этим достигается точная фиксация положения пролетного строения в поперечном направлении. Для обеспечения гарантированного попадания консоли в улавливатель все элементы центрирующих устройств имеют на концах скосы.

В наведенном положении пролетное строение запирается замками, предотвращающими самопроизвольную разводку моста от воздействия сильных вертикальных порывов ветра, направленных снизу вверх, или из-за нарушения уравновешенности во время проведения ремонтных работ при снятии покрытия проезжей части или верхнего строения пути. Пролетные замки устанавливаются по оси пролетного строения или рядом с осью и, как правило, совмещаются с центрирующими устройствами (см. рис. 2.24).

Основной элемент пролетного замка – стальной стержень  (ригель) 2, приводимый в движение специальным механизмом, установленным на опоре (рис. 2.25). После посадки пролетного строения на опорные части ригель замка заходит в отверстие в каком-либо элементе, закрепленном на пролетном строении, например, в консоли центрирующего устройства 1, фиксируя наведенное положение конструкции.

Буфера, являющиеся пневматическими устройствами, служат для смягчения ударов пролетного строения при посадке на опорные части (рис. 2.26). Буфер включает закрепляемый на крайней поперечной балке пролетного строения цилиндр с всасывающим и выпускным пневматическими клапанами, поршень и шток. На конце штока имеется сферическая головка для упора в стальную плиту, установленную на опоре. В разведенном состоянии моста поршень под действием собственного веса опускается и находится в нижнем положении, при этом шток имеет максимальный выход из цилиндра. При посадке пролетного строения на опорные части первоначально шток буфера упирается в стальную плиту, заставляя поршень перемещаться вверх. При этом воздух в верхней полости цилиндра сжимается, постепенно выходя из выпускного клапана, выполняя роль амортизатора и смягчая динамический характер нагружения опорных частей.

Рис. 2.24. Центрирующее устройство, буфера и замок

1 – подъемная балка; 2 – блок направляющих роликов; 3 – опорная часть; 4 – буфер; 5 – ригель замка; 6 – консоль центрирующего устройства; 7 – улавливатель центрирующего устройства

Рис. 2.25. Замок

1 – консоль центрирующего устройства; 2 – ригель замка

Рис. 2.26. Пневматический буфер

2.5.6. Опорные части

Для опирания вертикально-подъемных пролетных строений на опоры в наведенном положении используют стальные катковые или секторные опорные части.

Помимо удовлетворения обычных требований к опорным частям, опорные части мостов вертикально-подъемной системы должны сохранять свое нормальное положение после окончания цикла разводки – наводки. Поэтому по сравнению с обычными конструкциями опорные части вертикально-подъемных разводных мостов имеют характерные особенности.

Рис. 2.27. Опорные части

а – неподвижная; б – подвижная секторная

Неподвижные опорные части должны обеспечить проектное положение пролетного строения вдоль оси моста при посадке, для чего верхним балансирам опорных частей, закрепленным в крайних узлах нижнего пояса разводного пролетного строения, придают раструбную форму, что обеспечивает фиксированное положение пролетного строения после завершения наводки (рис. 2.27, а).