Задачи механизации сборочно-сварочного производства. Сборочно - сварочная оснастка. Сборка и сварка узлов и секций корпуса, страница 3

В практике судостроения широко используются разнообразные варианты раздельного и совместного применения указанных направлений механизации и автоматизации процессов сборочно-сварочного производства. Отдельные характерные примеры механизированных и комплексно-механизированных сборочно-сварочных производств с использованием в них механизированного оборудования, агрегатов и технологической оснастки описаны ниже. Основные направления механизации сборочно-сварочного производства. Типовая схема механизированного цеха. Механизация сборочно-сварочного производства проводится по двум направлениям: механизация и автоматизация отдельных технологических операций, процессов и совершенствование технологической оснастки; механизация и комплексная механизация, включая автоматизацию с использованием робототехники, всего цикла сборки и сварки корпусных конструкций. По первому направлению проводятся работы, связанные с сокращением объема пригонки по месту узлов при сборке корпусных конструкций, по уменьшению и компенсации сварочных деформаций, повышению объема механизированной сварки, созданию универсальных видов сборочно-сварочной оснастки и т. п.  Такой путь совершенствования сборочно-сварочного производства приводит к тому, что в процессе сборки и сварки узлов и секций наряду с высокомеханизированными операциями имеют место операции, выполняемые с применением тяжелого ручного труда. В результате даже значительные усовершенствования отдельных операций и технологических процессов слабо сказываются на общем сокращении трудоемкости и продолжительности изготовления узлов и секций и тем более на сокращении сроков постройки судов. Повышение производительности труда требует комплексного решения вопросов совершенствования технологии и организации сборочно-сварочного производства на базе применения механизированного оборудования, технологической оснастки и средств управления производством.

ПОЛОЖЕНИЕ СВАРИВАЕМЫХ КРОМОК

В зимних условиях для охлаждения формирующего ползуна вместо воды используется 25%-ный водный раствор хлористого кальция или другие незамерзающие жидкости - антифризы. При подготовке соединения под сварку необходимо удалить усиления швов на прилегающих к стыку участках (с соблюдением требований по допустимой температуре рубки), а в бортовых стрингерах и палубах для прохода нормирующего ползуна вырезать полукруглые отверстия радиусом 80 мм. После выполнения сварного шва в отверстия вставляют заглушки с Х-образной разделкой кромок и заваривают. Положение свариваемых кромок фиксируют скобами, установленными и привариваемыми с обратной стороны стыка, соблюдая температурный режим электродуговой прихватки. Если невозможно одновременно выполнять сварку монтажных стыков левого и правого бортов, то допускается выполнять сварку поочередно одним автоматом. Сварка ведется на постоянном токе обратной полярности. Полуавтоматическая сварка в углекислом газе применяется для сварки швов во всех пространственных положениях, кроме потолочного. При скорости ветра до 7,4 м/с требуется повышенный расход газа (до 2,5 м3/ч), а при скорости ветра от 7,4 до 11,4 м/с необходимо применять специальные насадки и переносные приспособления, препятствующие сдуванию струи защитного газа. Наиболее высокое качество достигается при сварке проволокой диаметром 1,2 мм. При сварке проволокой диаметром 1,4-1,6 мм кратеры первого прохода во избежание трещин следует выводить на кромку основного металла. Свободный вылет электродной проволоки не должен превышать ее диаметра более чем в 10 раз, а длина дуги - более чем на 3-4 мм. Чтобы избежать сдувания ветром защитной струи газа, расстояние от торца сопла до-изделия не должно превышать половины диаметра сопла, а при безветрии - примерно 15-25 мм. Во избежание турбулентности газовой струи необходимо периодически очищать сопло от брызг металла: при ветре очистка сопла должна производиться 2-3 раза на 1 пог. м шва, а при безветрии -1-2 раза. При сварке стыковых соединений ось сопла должна располагаться перпендикулярно к поверхности конструкции, а при сварке тавровых соединений - перпендикулярно к оси шва.

РАСКИСЛЕНИЕ МЕТАЛЛА СВАРОЧНОЙ ВАННЫ