Исторический процесс становления, развития борьбы и смены экономических идей в процессе становления и развития рыночной экономики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВОПРОС 1 Предметом экон-го учения является исторический процесс становления, развития борьбы и смены экономических идей в процессе становления и развития рыночной экономики.В изучении данной науки определяющую роль  играет принцип историзма, который позволяет исследовать предпосылки возникновения и эволюцию развития экон-ской теории в историческом плане, определяет ее место и роль в исторической эпохе, а так же раскрыть взаимосвязь между теориями и концепциями прошлого и настоящего и применить их в хозяйственной практике.Специально научными методами экон-х учений является:*Описательный – который позволяет получить информацию и сформировать общее представление об экономических процессах и явлениях.*Аналитический – раскрывающий причинно-следственную связь между экономическими явлениями и процессами.*Формально-логический – позволяет исследовать внутреннее строение экономических явлений, источники его возникновения и эволюцию развития.*Моделирование – осуществляется поиск наиболее эффективных схем организации эконо-х систем.Экон-я мысль в своем развитии прошла три этапа  критериями разграничения которых избрана история формирования теории рыночной экономики.1 этап – экон-го учения эпохи до рыночной экономики (4-3 в до н.э. 16-17в. н.э.)Данная эпоха включает в себя период Древнего мира и средневековья в рамках которых преобладающую роль играют натуральное хозяйство и воспроизводство было экстенсивным. Эконо-кая мысль данной эпохи отражали философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации эконо-х идей не обеспечил достаточных предпосылок  для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки (наблюдательный характер). Завершает данную эпоху меркантилизм, как первая теоретическая концепция рыночной экономики.2 этап – эпоха не регулируемая рыночной экономики (17-18вв. н.э. – 30г. 20в.). Начало этому этапу положило классическая школа главным принципом в методологии которой принадлежал принципу экон-го либерализма, т.е. эконо-й свободы. Завершает данную эпоху сформировавшееся в 90г. 19в. неоклассическое направление экономической мысли основанное на принципах маржинализма.Возникновение данного направления обозначило появление микроэкономики как самостоятельного раздела экон-ской теории.3 этап -  эпоха регулируемая рыночной экономикой (с 30г. 20в. по настоящее время). Она берет свое начало с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные  концепции и идеи социального контроля общества над экономикой на основе ее регулирования со стороны государства. В этой связи в 30г. 20 века сложились следующие направления экон-ской мысли.1. кейнсианское 2. институционально-социологическое3. неолиберальное.

ВОПРОС 2 Экономическая мысль зародилась в эпоху античности в это время возникает необходимость закрепить хозяйственное знание, опыт, которые выражались в мифах, обычаях и сказаниях. Наиболее древним памятникам экономической мысли (Древний Египет 22в. до н.э.) является поучения царя своему сыну. В котором идет речь о правилах и искусстве государственного управления. В этом учении даются рекомендации по эффективному функционированию аппарата управления, который располагается между правителями и населением. Следующий экономический памятник Древней Месопотамии (18в. до н.э.). Кодекс законов царя Хомураки. Он представляет собой сборник законов для судов утверждая, рабство как естественное явление, защищая частную собственность, ограничивая ростовщичество.  Например, предел денежной суммы не должен превышать 20% денежной и 33% натуральной ссуды от размера первоначальной ссуды, т.е. кодекс санкционировал частную собственность в разных ее видах регулировал передачу имущества по наследству, признавал существования крупного землевладения и аренды земли. Его создание явилась первой попыткой регулирования экономической жизни. С помощью юридических норм.Экономическая мысль в Древней Индии возникла в 4-3вв. до н.э. и была представлена Сборником древних молитв – «веды», законами «Ману» и трактом Артхоремаства (автор Каутилье). Данный тракт представляет собой свод правил адресованных царям, которые последние должны были использовать в государственной деятельности. Тракт Артхормастра – это учение о доходе, пользе или выгоде в котором обосновывалась необходимостью укрепления рабовладельческого государства, поэтому большая роль отводилась сфере торговли, где должен осуществлять контроль над ценами.Для этого рыночные надзиратели с помощью экспертов должны устанавливают справедливую цену, которая определяется на основе размера получаемой прибыли (для местных товаров – 5%, для иностранных – 10%).За продажу некачественного товара предусматривалось взымать штраф

Похожие материалы

Информация о работе