Особенности социализации подростков в неполной семье. Характеристика процесса социализации подростков. Особенности неполной семьи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ…………………………………………………...................................

34

2.1. Диагностика уровня социализации подростков в неполной семье……………………………………………………….………………….

34

2.2. Программа деятельности педагога по профилактике проблем социализации подростков в неполной семье……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….

42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

45

 


ВВЕДЕНИЕ

Семья является одним из основных звеньев социализации молодых людей. В последнее время становится актуальной проблема социализации подростков, причем как подростков, воспитывающихся в полных, так и в неполных семьях. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре современного российского общества. 

Семья – важнейший, первичный институт социализации подрастающих поколений. Существуют различные типологии и виды семей, и одной из них является неполная семья. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Неполная семья, как и любая другая, является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения и призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Но в силу материальных, жилищных, психологических и прочих проблем, с которыми сталкивается «нестандартная» семья, эту функцию не всегда удается осуществить, поэтому формирование полноценной личности в таких условиях сталкивается с множеством трудностей. И эти трудности находят проявление в социально-психологических особенностях личности детей из неполных семей.

Больше всего подобному влиянию подвержены подростки, т.к. сравнивают себя с взрослыми и более младшими детьми и приходят к заключению, что они уже не дети, а скорее взрослые. Они начинает чувствовать себя взрослым и хотят, чтобы и окружающие признавали их самостоятельность и значимость. В связи с этим подростки более остро реагируют на все структурные изменения в семье, что не может не оставить отпечаток в формировании их личности.

Цель исследования: разработать программу деятельности педагога по профилактике проблем социализации детей в неполной семье.

Объект исследования: процесс социализации ребенка.

Предмет исследования: особенности социализации детей в неполной семье.

Гипотеза исследования: социализация подростков в неполной семье будет более успешной, если учитываются особенности неполной семьи, процесс социализации подростков, а так же влияние семьи на процесс социализации подростков.  

Задачи исследования:

1.  Изучить характеристику процесса социализации ребенка.

2.  Рассмотреть особенности неполной семьи.

3.  Изучить влияние неполной семьи на процесс социализации ребенка.

4.  Разработать и апробировать программу по выявлению особенностей социализации детей в неполной семье.

Методы исследования: 

Теоретические:анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, классификация, моделирование. 

Эмпирические:педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анкетирование, тестирование, наблюдение,  изучение характеристик детей.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют  теоретические положения относительно  особенностей социализации детей в неполной семье. Изучение процесса социализации детей связанно с именами таких ученых как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Н. Смелзер, А. В. Мудрик,     Ю. В. Василькова и др. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах классиков Т. Парсонса, И. С. Кона и современника А. Карлсона и др. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф. А. Ильдарханова, и др. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи посвящены современные работы М. Ю. Арутюнян,              М. П. Ган, И. Ф. Дементьевой, А. М. Демидова, О. М. Здравомысловой, Э. Ивер-Жалю, О. И. Ключко, Дж. Коулмана, Л. Г. Луняковой.

Экспериментальная база исследования: МОАУ СОШ с УИОП №    г. Кирова, подростки 9 класса в  количестве 8 человек.

Новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу особенностей социализации детей в неполной семье.

Практическая значимость исследования:

·  разработана и успешно апробирована программа, с целью диагностики уровня социализации подростков в неполной семье;

·  разработана методическая программа деятельности педагога

Похожие материалы

Информация о работе