Системы управления электромеханическими объектами. Система управления «магнитный усилитель – двигатель», страница 15

и переходные процессы при пуске двигателя (б)

Переходные процессы при пуске двигателя в системе без обратных связей показаны  на рис. 9.2, б сплошными линиями. Здесь нарастание тока определяет постоянная времени цепи якоря Tя, а нарастание скорости вращения электромеханической постоянной времени Tм. При включении обратных связей (в частности, по скорости) быстродействие системы возрастает,  как показано пунктиром (см. рис. 9.2, б), т.е. время переходного процесса tи2 меньше tи1.

На рис. 9.3 приведена структурная схема трехконтурной системы автоматического управления (САУ) ДПТ, в которой можно выделить следующие узлы:

1 - структурная схема ДПТ как динамической системы с обратной связью по частоте вращения;

2 - коэффициенты передачи датчиков обратной связи;

3 - программная реализация регуляторов с помощью микроконтроллера (МК);

4 - силовой блок транзисторных ключей, осуществляющий ШИМ.

Рис. 9.3. Структурная схема следящего привода;

В общем случае в микроконтроллере реализованы три регулятора:

регулятор тока с передаточной функцией

;                                                          (9.3)

регулятор скорости

;                                                           (9.4)

и регулятор следящий системы с коррекцией по скорости, который вырабатывает задание регулятору скорости w3, согласно выражению

                                                            (9.5)

При необходимости простой стабилизации скорости вращения двигателя используется одноконтурная система с обратной связью по скорости, у которого

                                                                         (9.6)

Микроконтроллер также имеет в своем составе программный задатчик ‑ ЗД.

Оптимальный выбор коэффициентов передачи и постоянных времени регуляторов зависят от параметров объекта управления.

При синтезе ПИ-регуляторов тока и скорости используют принцип подчиненного управления, при котором каждый контур анализируется отдельно от остальных, начиная от внутреннего к внешнему.

Рассмотрим контур тока, показанный на рис. 9.4, а передаточная функция ДПТ по току будет иметь вид:

                                        (9.7)

Учитывая, что передаточная функция ПИ-регулятора тока описывается формулой (9.3), получим выражение для передаточной функции прямого канала контура тока (см. рис. 9.4, а)

                              (9.8)

Для повышения быстродействия системы выбирают параметры ПИ-регулятора так, чтобы компенсировать большую постоянную времени объекта управления – в данном случае Tм, так как обычно Tм >> Tя, т.е. принимают

                                                                          (9.9)

Тогда передаточная функция прямого канала контура тока примет вид

, где

Передаточная функция замкнутого контура тока для этого случая будет

Рис. 9.4. Структурные схемы контуров тока (а) и скорости (б) системы управления ДПТ

, где

, а

Оптимальным является соотношение, когда = 0,707, и

                                                                                                            (9.10)

Тогда оптимальные параметры регулятора тока выбираются из соотношения (9.9) и (9.10), и полученная при этом передаточная функция контура тока будет

,                                                                                                            (9.11)

так как при оптимальных параметрах

Рассмотрим контур скорости, показанный на рис. 9.4,б. Здесь Wpc(p) соответствует выражению (9.4), WKT(p) – выражению (9.11), а Ww(p) – передаточная функция ДПТ от тока к скорости:

                                                                                                            (9.12)

Произведя преобразования

, аналогичные анализу контура тока, получим оптимальные соотношения для параметров регулятора скорости