Изучение современных компьютерных методов и технологий геометрического моделирования. Система автоматизированного проектирования «AutoCAD», страница 2

Основное отличие мировой системы координат от пользовательской заключается в том, что мировая система координат может быть только одна (для каждого пространства модели и листа), и она неподвижна. Применение пользовательской системы координат не имеет практически никаких ограничений. Она может быть расположена в любой точке пространства под любым углом к мировой системе координат. Это обусловлено тем, что проще выровнять систему координат с существующим геометрическим объектом, чем определять точное размещение точки в трехмерном пространстве.

Для работы с системами координат служит панель «UCS» (рис. 1.3). С ее помощью можно, к примеру, перейти от пользовательской системы координат к мировой (кнопка «World UCS») или выровнять систему координат по произвольному объекту (кнопка «Object UCS»).

Рис. 1.3. Панель инструментов «UCS»

Абсолютные и относительные координаты

В трехмерном и двумерном пространстве широко используются как абсолютные координаты (отсчитываемые от начала координат), так и относительные (отсчитываемые от последней указанной точки). Признаком относительных координат является символ @ перед координатами задаваемой точки: «@<число 1>,<число 2>,<число 3>».

Типовые виды на объекты

Для представления модели в различных видах служит панель инструментов «View» (Вид, рис. 1.4). Она позволяет представить модель как в шести стандартных видах, так и в четырех изометрических.

Рис. 1.4. Панель инструментов «View»

Создание трехмерных объектов

Добавление в модель трехмерных тел можно осуществить с помощью панели инструментов «Solids» (Тела, рис. 1.5).

Рис. 1.5. Панель «Solids»

Особо следует отметить, что объекты создаются относительно текущей системы координат, которая может изменяться в процессе работы в зависимости от текущего вида (панель инструментов «View»).

Редактирование трехмерных объектов

Для редактирования параметров трехмерных тел используется панель инструментов «Solids Editing» (Редактирование тел, рис. 1.6). Она предназначена для выполнения таких операций над объектами, как объединение, вычитание, пересечение.

Рис. 1.6. Панель «Solids Editing»

Также эта панель позволяет модифицировать параметры одиночных объектов. На рис. 1.7 приведены примеры результатов использования некоторых инструментов.

Extrude Faces

Исходный объект

Extrude Faces

Move Faces

Rotate Faces

Рис. 1.7. Примеры обработки объекта с помощью инструментов панели «Solids Editing»

Проставление размеров детали

Указание размеров детали на чертеже можно осуществить с помощью панели инструментов «Dimension» (Размеры, рис. 1.8).

Рис. 1.8. Панель «Dimension»

Привести текст надписи объекта, созданного с помощью инструментов данной панели, к требуемому виду можно на вкладке «Text» его свойств. Для добавления к подписи размера специальных символов необходимо ввести в строке «Text override» их управляющие коды (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Управляющие коды

Управляющий код

Символ / эффект

%%d

Градус «°»

%%c

Диаметр «Æ»

%%p

Допуск «±»

%%u

Включение/отключение подчеркивания

%%o

Включение/отключение надчеркивания

Определение размеров на чертеже

Панель инструментов «Inquiry» (Справка, рис. 1.9) предназначена для вывода сведений об объектах и содержит следующие инструменты:

·  «Distance» (Расстояние) – определение расстояния между двумя точками;

·  «Area» (Площадь) – вычисление площади объекта;

·  «Region/Mass Properties» (Область/Масса) – вывод сведений о размере, объеме, координатах;

·  «List» (Список) – вывод координат объекта;

·  «Locate Point» (Координаты) – определение координаты точки.

Рис. 1.9. Панель инструментов «Inquiry»


Панель свойств объектов

Панель «Properties» (Свойства, рис. 1.10) предназначена для установки параметров линий.

Рис. 1.10. Панель свойств объектов

1.1.2.  Построение чертежа по 3D-технологии

Рассматриваемая технология позволяет произвести построение пространственной модели по аксонометрическому изображению предмета.

Сущность 3D-технологии заключается в создании пространственной виртуальной модели детали. Затем по модели строится чертеж, причем построение проекций и разрезов выполняется в среде «AutoCAD» автоматически.

Для построения трехмерной модели детали необходимо представить ее форму как совокупность простых геометрических элементов. Ими могут быть такие предусмотренные в программном средстве «AutoCAD» примитивы, как: призма, цилиндр, сфера, конус, тор и т.д. Более сложные участки можно представить как тела вращения или выдавливания. Деталь формируется путем объединения, вычитания или пересечения созданных элементов.

Пример построения чертежа